Президентские кампании 2000-х. Кандидаты в президенты Беларуси

Продолжаем обзор избирательных кампаний в 2000-х, в результате которых кандидаты в президенты Беларуси нередко становились фигурантами уголовных дел. 

Для того чтобы понять, как получилось, что участие в выборах заканчивалось для кандидатов и их сторонников уголовным преследованием, и это мало кого удивляло и воспринималось как данность, начнем с цитат Томаса Джефферсона, видного деятеля Войны за независимость США, одного из авторов Декларации независимости (1776) и третьего президента США. 

Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего”. 

“Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа”. “Только сам народ является надёжным хранителем власти и народа”.

Сегодня эти слова как никогда актуальны для Беларуси. Что же мы, беларусы, не замечали или не хотели замечать? От чего именно мы отводили взгляд, о чем не задумывались?

Президентская кампания 2010 года. Десять кандидатов в президенты, пятерым “уголовки”

vytoki.net

Четвертые по счету выборы состоялись 19 декабря 2010 года. О намерении бороться за главный пост заявили 19 человек. Зарегистрировано рекордное количество кандидатов в президенты Беларуси — 10. 

Согласно данным ЦИК Беларуси по итогам голосования, явка составила 90,65%. При этом Лукашенко набрал 79,65% голосов, а его соперники — от 0,39% до 2,43%. Однако по данным некоторых опросов общественного мнения и по результатам экзитполов Лукашенко не мог набрать даже 40%.

После этих выборов половину из десятка кандидатов в президенты Беларуси осудили по уголовным делам. Они получили от 2 лет условно (сопредседатель Белорусской Христианской Демократии Виталий Рымашевский) до 6 лет колонии усиленного режима (один из самых радикальных оппозиционеров Николай Статкевич). Политиков обвиняли в организации массовых беспорядков, погроме, уничтожении имущества и вооруженном сопротивлении представителям власти, организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок. Только один противник Лукашенко на этих выборах, Виктор Терещенко, избежал ареста, тюрьмы, допросов.

Предварительная оценка выборов со стороны ОБСЕ была критической.

По заключению ОБСЕ,

  • — эфирное время основных телеканалов было отдано главным образом президенту Лукашенко;
  • — освещение кандидатов в президенты Беларуси от оппозиции происходило преимущественно в негативном ключе;
  • — на 46% избирательных участков, где осуществлялся мониторинг, наблюдатели зафиксировали целый ряд процедурных нарушений;
  • — на многих участках наблюдателям ОБСЕ препятствовали в оценке подсчета голосов, на 14 участках был зафиксирован вброс бюллетеней.

В итоговом заключении БДИПЧ Парламентской ассамблеи ОБСЕ процесс подсчета голосов был признан непрозрачным. Сами выборы — не соответствующими стандартам организации.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не признала выборы Президента Беларуси легитимными. Об этом заявил глава ее миссии Тони Ллойд.

Из заявления Т.Ллойда:

«Нормативно-правовая база в Беларуси неадекватна и не гарантирует проведение прозрачных выборов в свете обязательств ОБСЕ… Нет условий для эффективной подачи жалоб… Выборы не смогли дать Беларуси будущего, которого она заслуживает».

Из 240 жалоб, поданных кандидатами в президенты Беларуси и их доверенными лицами, а также другими субъектами избирательного процесса до начала голосования, удовлетворены были только три.

Многочисленные жалобы по поводу нарушений избирательного законодательства со стороны инициативной группы Лукашенко были отклонены без надлежащего расследования.

Из 85 жалоб на невключение кандидатов в состав избирательных комиссий суды не удовлетворили ни одной.

Во время голосования и подсчета голосов только на избирательных участках, охваченных наблюдением, было подано более 250 заявлений и жалоб. Большинство из них рассматривались формально: заявители получили ответы об отсутствии каких-либо нарушений в действиях участковых избирательных комиссий (УИК). Некоторые жалобы не рассматривались вовсе.

Эти факты свидетельствуют, что разрешить споры, связанные с выборами, правовыми средствами, в Беларуси практически невозможно.

На 49% избирательных участков, охваченных наблюдением, подсчёт голосов проходил со значительными нарушениями в целом. Вот знакомые теперь уже всем беларусам механизмы манипуляций и фальсификаций, которые фиксировали еще в 2010 году:

  • — Члены комиссий в большинстве случаев плотно стояли вокруг стола и не давали возможности наблюдателям реально видеть процедуру подсчета голосов.
  • — Наблюдатели были допущены к наблюдению за подсчетом голосов. Но расстояние, с которого им было разрешено наблюдать, в большинстве случаев не позволяло видеть содержание бюллетеней.
  • — На большинстве избирательных участков подсчет голосов осуществлялся всеми членами УИК одновременно. При этом каждый член УИК подсчитывал только свою пачку бюллетеней, передавая результаты подсчета на бумажке председателю комиссии. Общий итог голосования при таком подсчете не был известен ни наблюдателям, ни отдельным членам УИК.
  • — В ряде случаев УИК вскрывали все урны сразу и считали бюллетени из них одновременно.
  • — На многих участках, где отдельный подсчет осуществлялся, его результаты огласке не предавались. 

19 декабря началась одна из самых масштабных акций протеста в Беларуси против фальсификаций результатов выборов. Основная часть протестующих собралась на Октябрьской площади, откуда собравшиеся (по разным оценкам, от 30 до 60 тысяч человек) направились на площадь Независимости, требуя проведения повторных выборов без участия Лукашенко. Но власти не пошли на диалог, а представили события на площади как попытку свергнуть власть. 

По заявлению властей, во время акции протеста группа неустановленных лиц пыталась взять штурмом Дом правительства, разбив при этом стекла и выломав двери. При этом находившиеся рядом милиционеры не реагировали на эти действия. По версии правозащитного центра правозащитников, такие действия милиции говорят о спланированной провокации. Она была нужна для оправдания дальнейших силовых действий.

27 января Лукашенко заявил в парламенте:

«Все смогли убедиться – оппозиция готовила государственный переворот. Именно так – не больше и не меньше. Все планировалось под плотным контролем некоторых иностранных спецслужб». (От редакции: ну, как же опять без внешних врагов…)

В ходе силового разгона собравшихся ОМОНом и другими силовыми структурами сотни человек были избиты. Некоторые получили травмы, включая кандидатов в президенты Беларуси Андрея Санникова и Владимира Некляева (последнего задержали по пути на площадь). Свидетельства очевидцев и видеоматериалы, собранные беларусскими правозащитными группами, указывают на то, что сотрудники силовых структур избивали людей дубинками без разбора, били упавших ногами, преследовали разбегавшихся демонстрантов.

Вечером 19 декабря и в следующие несколько дней были задержаны сотни человек, в том числе журналисты, пришедшие на демонстрацию в профессиональном качестве, и случайные прохожие. В общей сложности более семисот человек были задержаны и отбывали срок от 10 до 15 суток. Среди арестованных были семеро оппозиционных кандидатов в президенты Беларуси, включая и тех, кого не было на площади (Анатолий Лебедько и Владимир Некляев).

Из доклада Human Rights Watch (неправительственная организация со штаб-квартирой в США, осуществляющая мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека более чем в 70 странах мира). Март 2011 г.:

Вечером 19 декабря и в последующие дни властями были задержаны сотни людей.

Большинство подверглись недозволенному обращению при задержании и/или непосредственно в милиции. В течение примерно двух недель по меньшей мере 725 человек получили от 10 до 15 суток административного ареста за участие в несанкционированной демонстрации.

На административные суды, которые продолжались, как правило, не более 10-15 минут, не допускали ни журналистов, ни родственников. В большинстве случаев дела рассматривались без адвоката и свидетелей защиты. Административный арест люди отбывали в переполненных камерах, где им приходилось спать на полу, спать в порядке очередности или по несколько человек на одной койке. Многие страдали от холода, отсутствия в камере туалета, проблем с доступом к медицинской помощи. Женщины жаловались на отсутствие предметов женской гигиены.

Президентская кампания 2015 года. Самая спокойная для Лукашенко, женщина  — главный оппонент

Пятые выборы (или четвертая их имитация) состоялись 11 октября 2015 года.

В  преддверии тех выборов украинский кризис спровоцировал некоторое сближение Беларуси с Западом. Беларусь стала площадкой для переговоров о мире на Донбассе. В сентябре 2014 года в Минск впервые за долгое время приехали на переговоры по отношениям России, Украины и ЕС высокопоставленные представители Евросоюза. В феврале 2015 года Лукашенко встречал в аэропорту канцлера Германии Ангелу Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. Такая позиция медиатора способствовала улучшению имиджа Лукашенко.

Лукашенко в день голосования заявил, что хотел бы победить с результатом 80%.

«Придет на выборы 40%. Ну, или 50%, у нас меньше половины быть не должно. Ну вот 50% придёт и один голос, и за него там проголосует где-то половина. А за спиной будет всего 25% населения, которые за него проголосуют. И как он будет вести переговоры потом? С другими главами государств?» — объяснил он необходимость такого показателя.

По результатам подконтрольного ЦИК Беларуси с неизменной с 1996 года главой Лидией Ермошиной победу вновь одержал “действующий президент”, набрав рекордные 83,49% голосов.

Кроме Лукашенко за президентское кресло боролись общественный и политический деятель Татьяна Короткевич (4,42%), постоянный участник выборов Сергей Гайдукевич (3,32%) и председатель Белорусской патриотической партии Николай Улахович (1,67%). Явка составила 87,2%.

Примечательно, что впервые главным оппонентом Лукашенко среди кандидатов в президенты Беларуси стала женщина — Татьяна Короткевич.

dw.com/ru

После выборов  Татьяна Короткевич сказала журналистам:

«Я не признаю результатов этих выборов, поэтому не могу признать полной победы Лукашенко. … По сведениям с некоторых участков, за меня проголосовали до 35% избирателей».

По законодательству Беларуси оспорить результаты выборов имеет право только участвовавший в них кандидат. ЦИК Беларуси отклонил жалобу экс-кандидата в президенты Татьяны Короткевич с требованием признать итоги прошедших выборов недействительными по всей стране. Команда Короткевич, впрочем, и не рассчитывала на иной результат, но подчеркивала, что пользуется предоставленными законом возможностями для заявления о нарушениях во время избирательной кампании и голосования. Список нарушений, зафиксированных активистами штаба Короткевич, занял в жалобе 139 страниц. 

О тех выборах можно сказать, что они прошли “как всегда”. Особенностью этой кампании было разве что рекордное количество проголосовавших досрочно — 36,05% избирателей. Независимые наблюдатели фиксировали нарушения, которые были неотъемлемыми атрибутами каждой имитации выборов и переназначения Лукашенко самого себя на пост президента:

  • — применение административного ресурса и злоупотребление им при сборе подписей и агитации за Лукашенко;
  • — неравные условия для осуществления агитации;
  • — недопуск наблюдателей на участки, отсутствие возможности следить, как опечатываются урны;
  • — непрозрачность процедуры досрочного голосования и ее “добровольно-принудительный” характер;
  • — вброс бюллетеней;
  • — нарушение процедуры и непрозрачность подсчета голосов и другие, ставшие уже привычными для нас нарушения. 

Четыре имитации выборов президента Беларуси. Четыре самоназначения, которые оглашались полностью подконтрольной «говорящей головой» ЦИК Беларуси Ермошиной. Четыре кампании отчаянной борьбы кандидатов в президенты Беларуси от оппозиции за то, чтобы народ проснулся и вспомнил, что власть — это МЫ. 

Два десятилетия “закручивания гаек” псевдодемократическими законами от полностью “ручного” парламента, чтобы закрыть рот гражданскому обществу и держать все под контролем. Два десятилетия репрессий в отношении смелых людей, которые понимали, что происходит, и упорно высказывали свое несогласие с захватом власти. Два десятилетия движения к осознанию, что молча отсидеться и остаться в стороне не получится, если хотим людьми зваться, и что нужно наконец сказать диктатору: “СТОП! Власть — это МЫ!”.

Все это —  полученный нами горький опыт, собранный по крупицам за весь период удержания власти диктатором внаглую с помощью беззакония и несправедливости. Равнодушная позиция большинства (“я в политику не лезу”) позволила Лукашенко и его окружению раздуть до непомерных масштабов свои коррупционные аппетиты и утолять их на фоне все большего обнищания людей.

Именно с этим опытом мы подошли к попытке Лукашенко №5 самоназначить себя «рожденным президентом» в 2020 году. 

Подробно о первых двух президентских кампаниях 2000-х годов в Беларуси читайте в первой части обзора.

Продолжение следует.

Начните печатать и нажмите Enter для поиска