Президентские кампании 2000-х в Беларуси. Имитация
Все президентские кампании в Беларуси начиная с 2001 года, были имитацией свободных демократических выборов, которую разыгрывает действующая власть. Все эти годы оппозиция не оставляла попыток вернуть право выбора беларусскому народу. Но Лукашенко и его властные структуры действовали по принципу “удержать власть любой ценой”.
Каждая кампания имела свои особенности, но было и много общего: провластная пропаганда, идеологическая обработка населения, контроль СМИ, давление на оппозицию, подавление акций протеста, аресты и неизменная «элегантная победа» Лукашенко с результатом в 80% без малого или с небольшим.
Президентская кампания 2001 года. Первые непризнанные выборы
Совершив конституционный переворот через референдум в 1996 году, Лукашенко продлил свой изначальный пятилетний срок полномочий (1994-1999) на 2 года. Выборы президента в 2001 году стали вторыми по счету в истории страны. Но они, в отличие от первых, не были признаны мировым сообществом.
- По официальным результатам первого тура с явкой в 83,86% победил Александр Лукашенко. За него якобы проголосовали 75,65% избирателей.
- Единый кандидат от оппозиции Владимир Гончарик набрал 15,65%.
- Лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич — 2,48%.
Оппозиция в Беларуси и представители от США и ЕС не признали результаты выборов, заявив, что они прошли с многочисленными нарушениями и не соответствовали демократическим стандартам.
Наблюдатели от СНГ посчитали, что существенных нарушений в ходе выборов не было и их результаты отвечают волеизъявлению белорусского народа. Однако многочисленные зафиксированные нарушения не просто ставят сомнения выводы наблюдателей от СНГ, а полностью опровергают их.
Среди нарушений в отчетах об этой президентской кампании в Беларуси:
- Создавались препятствия для нормальной работы штабов оппозиционных кандидатов — обыски, конфискация оргтехники, агитационной и печатной продукции. Часть этих действий подавалась как проверка финансовой деятельности, а конфискации проводились без возбуждения уголовных дел.
- Зафиксировано множество случаев увольнения с работы и исключения из вузов за участие в избирательной кампании на разных её этапах, а также за участие в гражданской инициативе “Независимое наблюдение”.
- Широко практиковались разгоны пикетов и встреч с избирателями оппозиционных кандидатов в президенты Беларуси и немотивированные и незаконные запреты осуществлять агитацию на конкретной территории — обычно вблизи административных учреждений или в многолюдных местах.
- На многих участках подсчеты голосов наблюдателей не совпадали с подсчетами членов комиссии. Требования наблюдателей повторно пересчитать голоса постоянно отклонялись, как и жалобы наблюдателей в Центральную избирательную комиссию.
- На многих участках неиспользованные избирательные бюллетени не подсчитывались. Не аннулировались и не опечатывались до начала процедуры подсчета. Итоговый протокол не вывешивался для ознакомления.
- КГБ проводил работу с задержанными во время молодежных акций с целью получить нужные сведения, оказать давление, приобрести информаторов.
- На общественные организации и политические партии оказывалось давление: их ликвидировали или угрожали ликвидацией, их деятельности чинились препятствия путём конфискации оргтехники, финансовых проверок, обысков и т. д.
- Накануне и в день выборов отмечались случаи отключения стационарной и мобильной связи, ограничение интернет-ресурсов независимых СМИ и некоторых общественных организаций.
Президентская кампания 2006 года. “Террористы” и самые долгие акции протеста
Добившись отмены ограничения по президентским срокам — теперь уже с помощью референдума о поправках в Конституцию в 2004 году, тоже признанного незаконным — Лукашенко имитировал свое участие и в третьих по счету выборах президента в Беларуси.
Эти выборы состоялись 19 марта 2006 года. По данным ЦИК, явка составила 92,6%, Лукашенко одержал победу с результатом в 82,6%. За президентское кресло также боролись:
кандидат физико-математических наук, бывший вице-мэр Гродно Александр Милинкевич (6,2%);
лидер Либерально-демократической партии Беларуси Сергей Гайдукевич (3,5%);
один из организаторов общественного движения «Воля Народа», экс-ректор БГУ Александр Козулин (2,3%).
Во время этой президентской кампании властные структуры оказывали явное давление на своих противников. Перед выборами были закрыты многие независимые газеты. Против оппозиции фактически проводилась информационная война. По государственному телевидению распространялись заявления КГБ о раскрытии сценария силового захвата власти радикальной оппозицией после выборов, о раскрытии планов четырех терактов в день выборов, о вбросе в водопровод дохлых крыс, который намерены совершить оппозиционеры.
Параллельно отрабатывались эффективные — на взгляд самих силовиков — методы устрашения общества. Людей хватали на улицах, тащили в суд и «паковали» на несколько суток. Некоторых отсидевших задерживали повторно через несколько минут после того, как они вышли из отделения милиции. Или вывозили в лес и оставляли там без документов и денег. Особая охота велась на тех, кто из регионов пытался пробраться в Минск на акции протеста.
Были приняты законодательные акты об уголовной ответственности за деятельность от имени незарегистрированных организаций, а также за дискредитацию государства в случае предоставления за рубеж заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, военном и международном положении Беларуси. Под угрозой уголовного преследования оказались лидеры оппозиционных партий, активисты, независимые наблюдатели и журналисты неподконтрольных государству СМИ.
На следующий день после выборов, 20 марта, на пресс-конференции во Дворце Республики Александр Лукашенко обвинил лидеров оппозиции Александра Козулина и Александра Милинкевича в антинародности и неуважении к белорусскому народу.
Он сказал: “Президентские выборы завершены. Но сегодня хочу откровенно сказать об особенности нынешней кампании. Такого беспрецедентного внешнего давления и агрессивного антинародного поведения так называемой оппозиции новейшая история Беларуси еще не знала. В этом я вижу высшую степень неуважения к собственному народу, к его праву на самостоятельный выбор”. (От редакции: ну, как же без внешних врагов…)
Наблюдатели и представители организаций по наблюдению за выборами из стран Европы отмечали, что в ходе голосования власти допускали массовые фальсификации и нарушали закон.
Оппозиция не признала результаты выборов. 20 марта на Октябрьской площади в Минске образовался палаточный городок с протестующими. Собравшиеся требовали повторных выборов. Уже в ночь на 24 марта палаточный лагерь разогнала милиция. По официальным данным, было арестовано более 500 человек. 25 марта оппозиция организовала акцию протеста, но она была жестоко разогнана сотрудниками правоохранительных органов.
Из итогового отчета БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) /ОБСЕ:
Только за один день 27 марта суды Минска вынесли обвинительные заключения в отношении свыше 200 человек. Во многих случаях ответчикам было отказано в праве на представителя их интересов в суде. Решения судов главным образом основывались на показаниях, производивших арест милиционеров, выступивших в качестве свидетелей. В органах прокуратуры подтвердили, что было арестовано и задержано свыше 500 человек, в том числе 21 иностранный гражданин. В отношении 392 были вынесены обвинительные заключения.
Органы милиции, суды и больницы упорно отказывались сообщить имена задержанных, ответчиков и жертв насилия. Это привело родственников исчезнувших в состояние близкое к панике, когда они бегали от одного отделения милиции к другому. Позже, когда приемники-распределители в Минске заполнились, ездили из города в город в поиске информации. Ведущий активист одного из НПО по освобождению из тюрьмы заявил, что во время заключения подвергался жестоким избиениям и другим формам жестокого обращения.
Создалось впечатление, что власти целенаправленно арестовывали журналистов. 30 марта БАЖ сообщила, что арестовано или понесло наказания 44 журналиста, включая 13 иностранных граждан.
Президентские выборы в Беларуси: имитация и реальность
При рассмотрении каждой из президентских кампаний в Беларуси, когда госструктуры по указке сверху занимались имитацией выборов и подавляли естественный протест людей против несправедливости и лжи, появляется ощущение, что раз за разом возвращаешься в 2020 год… В сущности, методы нынешнего силового удержания власти уже тогда оттачивались и шлифовались государственной машиной. Их применяли к гражданам, оппозиционерам, активистам, правозащитникам, политикам, предпринимателям, которые понимали, что происходит, и сопротивлялись этому. Зачищались помыслы о возможности честных выборов и смены власти в стране. Свободы права и людей подавлялись, на них накладывались бесчисленные обязанности и ограничения. Всё это происходило десятилетиями, методично и системно угнетая волю всего беларуского народа.
До событий 2020 года еще оставалось больше 10 лет и ещё 2 президентских кампании.