Победить с помощью цветов, плакатов и кричалок, не получится
Павел Кулаженко (Exomon) — бывший сотрудник ОМОНа. Несмотря на переезд в Америку продолжает следить за событиями в Беларуси, открыто выражая свою позицию на своем youtub-канале. Часто критикует работу штаба Светланы Тихановской, мирные протесты и позитивный настрой беларусов, которые верят в Победу, но не готовы ради нее на радикальные методы. Сам же Павел считает, что победить нашу диктатуру можно только силовым способом. Мы расспросили Павла то том, как он представляет себе эту борьбу, насколько вообще это реально и сколько понадобится времени, чтобы свергнуть режим.
Давайте поговорим про силовой метод борьбы в Беларуси. Насколько это вообще реально? Реализация силового сопротивления — это как?
Это по-умному. Еще осенью был придуман алгоритм, как проводить безопасные горизонтальные связи. Алгоритм, гарантирующий анонимность участников, подвязанный на сложной системе ботов. Данный алгоритм был реализован в полной мере партизанской организацией «Буслы Ляцяць». В процессе функционирования был существенно доработан и впоследствии в схожем формате реализован в образовании ДНС. Дружины Народной Самообороны.
Это сложная структура, которая начинает свой отсчет с годовщины Героя Беларуси Кастуся Калиновского, с 22го марта 2021 года. Создан публичный информативный канал ДНС, как зеркало внутренней инфраструктуры. Данная структура носит временный характер, пока Беларусь не вернется в поле суверенитета, независимости и демократии, и будет формироваться в течение какого-то количества времени, пока не объединит достаточное количество активных беларусов, готовых осуществить наше общенациональное новогоднее желание.
Сила — значит применение оружия или нет?
Я не являюсь частью какой-либо организации. Не имею собственной. Соответственно, не допущен к планированию Дня Х. Поэтому не готов ответить категорично. Тем не менее думаю, всем беларусам 97% стоит принять во внимание тот факт, что когда диктатор говорил: «Пока вы меня не убьёте…», он в кои-то веки не врал. Этот факт осознают все партизанские организации и руководство ДНС в том числе. И хотя считаю, что большинство беларусов не готовы противостоять радикальными методами, возможности бороться с силовиками, не имея нужной подготовки, есть.
Силовое сопротивление — это Гражданская война или все-таки не совсем?
Трансформировать внутрибеларуский конфликт в Гражданскую войну, может понадобиться только двум сторонам: Луке, если он поймет, что дело запахло жареным, для обеспечения условий побега, либо российской стороне по понятным причинам.
Сегодня протесты перестали быть масштабными, учитывая репрессии, насколько вообще реально снова поднять людей, чтобы они могли и не боялись выражать гражданскую позицию неповиновения режиму?
Реально. Но не для нынешних демократических лидеров. Провал 25-го и 27-го марта поставил на методике беззубых выходов без плана, без подготовки, по каким-то исключительно эмоциональным призывам жирную точку. Методички с инструкциями, как правильно принимать позу эмбриона от ByPol — аналогично. Невероятно «хытрый» план, согласно которому при отсутствии активных протестов было задержано больше 330 человек, больше не пройдет.
Нужен другой формат сопротивления, и на данный момент его предлагает только ДНС. И больше никто на данный момент предложить ничего не может, а сможет лишь по прошествии какого-то времени, да и то очень жалкое подобие ввиду кардинального различия в используемых технологиях. Тем более, никто, в отличие от Буслов, не располагает командой опытных профессионалов с опытом спецопераций, гражданских противостояний и боевых действий.
Чем сейчас занимаются дружины?
Дружинам нужно готовиться. Amat Victoria Curam. И это дело не одного месяца. Обеспечение людей СИЗ(средствами индивидуальной защиты) невозможно без крупных материальных вливаний и не производится за один день. И СИЗ — лишь один из моментов, которые стоит предусмотреть. ДНС планирует настраивать обратную связь с людьми, готовить и публиковать много материала, вести разъяснительную работу по действиям в момент Х в том числе. Не в курсе насчет акций, но это точно не время пассивного ожидания. Это время активной подготовки и формирования отрядов. Время, «калi буслы паступова вяртаюцца з выраю».
День X, о котором часто говорят – давайте о нем поговорим снова. В чем план, почему один день (или все-таки не один), что подвигнет беларусов собраться в этот день…?
Формулировка «День Х» меня немного веселит. Радикальные организации используют другую терминологию — момент Х и фаза Х. Момент Х — время для запуска комплекса спецопераций и акций, направленных на свержение режима. Фаза Х — соответственно какой-то временной отрезок, в любой точке которого может быть объявлен запуск момента Х. Планов много, много групп и организаций, в том числе сугубо гражданских, которые постоянно выходят на связь с ДНС и Буслами и выражают желание встать плечом к плечу если не на передовой, то в тылу, в обеспечении, но исполнить свой гражданский долг и привести в действие инструменты прямой демократии.
Нужны ли лидеры внутри страны? Если да, какая их задача. Если же эти лидеры вне страны — не будет ли раздражающим фактор их личной безопасности, когда герои рискуют своими жизнями?
Нужен координационный штаб за пределами страны, который будет управлять всем комплексом операций народных сил в момент Х. Но также нужны лидеры силового блока на местах, в самой гуще событий в том числе. Нужны также локальные лидеры. Все те герои, что в первых числах августа дали карателям по зубам и не позабыли, как это делается. Все те, кто в эти дни по стечению обстоятельств вынужден был стать командиром на отдельном участке сопротивления. ДНС нужны все решительные люди. Неважно радикальной или мирной направленности.
Лидеры силового блока в симбиозе с лидерами политическими образуют субъект победы для постановки финальной точки на существовании режима. Победа, последующее освоение власти субъектом победы, гарантии и т.д. невозможны без крыла политического. Поэтому некоторой части лидеров субъекта победы придется остаться за пределами Беларуси, другой части придется лично участвовать в действиях внутри страны и лично рисковать своими жизнями. Это цена.
Есть ли методы борьбы с режимом иные? Не силовое сопротивление?
Слово «борьба» подразумевает поедание пончиков? К сожалению, согласно классификации авторитарных режимов, у нас самый жесткий из всех встречавшихся где-либо типов диктатуры, при котором большой спектр методов мирного протеста крайне неэффективен, если не сказать больше.
И еще раз вернемся к цитате Луки: «Пока вы меня не убьёте…» Воспринимайте ее буквально. Победить с помощью цветов, плакатов, флагов, требований «Уходи», санкций, забастовок(в нынешнем виде, а другого не предвидится), голосований на Голосе, вступление в партию Вместе — не получится. От слова «совсем». Каждый народ платит за свободу и независимость свою цену. А если цена вдруг показалась слишком высокой, народ перестает существовать.
Хочу напомнить, что на данный момент у всех нас есть исторический шанс решить самим, как мы хотим жить, какую страну строить, какие песни петь, на каком языке говорить и с кем дружить, с кем нет. Единственный шанс за последние 103 года. Не сможем сейчас, не сможем никогда. Единственный шанс и единственный путь. И это явно не переговоры с палачами. И чем больше беларусов это осознает, тем больше у нас шансов на успех.
Есть ли у беларусов время на сопротивление?
ДНС уже открылся и начал формирование. Скорость набора силы структурой ДНС, скорость поиска инвестиций — будет напрямую влиять на запуск фазы Х. Привязка момента Х к какой-то определенной дате заранее исключена.
Ребята уже проделали громадную работу за предыдущие месяцы. И продолжают по нарастающей. В проект вливаются все новые и новые люди.
Формируя ДНС, беларусы собственноручно куют свой щит и меч. Которые есть на лого организации. Которые, к слову, взяты из Погони.
А время на сопротивление у нас есть всегда, пока мы хотим быть свободными. Пока мы хотим видеть вольной нашу зямлю пад белымi крыламi.
Представим, что удалось убрать Лукашенко и его свиту тем способом, который вы предлагаете, что дальше?
Дальше Беларусь вступает в переходный период с временным правительством. И после переходного периода мы проводим новые выборы. Избираем себе уже постоянное правительство, президента и т.д.
Обложка — Маргот