У мигрантов тоже есть обязанности
Пока Польша находится под миграционным ударом, такие страны, как Литва и Латвия тоже готовятся защищать свои границы. Чтобы узнать, как это происходит, поговорили с главой погранслужбы Литвы Рустамасом Любаевасом.
О ситуации на беларусско-литовской границе
Ситуация на беларусско-литовской границе напряженная. Мы фиксируем нарушения государственной границы, их количество увеличилось. В среднем за сутки мы задерживаем около 130 нелегальных мигрантов. Мы видим на границе активные группы, они динамичны, постоянно двигаются, выходят на линию границы, углубляются вглубь территории РБ, также мы знаем, что большое количество этих групп были привезены с границы Польши, и пограничники пытались их вытеснить на территорию Литвы.
Литовская сторона под удар попала первой
Если будем анализировать статистику, начиная с конца мая этого года до середины августа, потоки нелегальной эмиграции были направлены на Литву. Особенно тяжелая ситуация была в июле, когда в течение дня мы задерживали около 300 нелегальных мигрантов. Затем были предприняты меры, связанные с охраной границы, потоки стали перераспределяться, часть двинулась на границу с Латвией, а часть с Польшей. У нас жесткие правила в отношении нелегальных мигрантов, существуют ограничения по передвижению их по Литве. Мы прекрасно понимаем, что основная цель мигрантов является не Литва, не Польша, а страны ЕС, в частности, Германия. Для них важно как можно быстрее пересечь территорию Литвы и Польши и быстрее попасть в Германию.
Литва готовится к наихудшему сценарию
Мы готовимся к разным сценариям. Начиная с наихудшего, который предусматривает провокации на границе с использованием оружия и заканчивая той ситуацией, что складывается в настоящее время на беларусско-польской границе с прорывом на госгранице или попыткой организовать прорыв в пункт пропуска на границу.
Мы обмениваемся информацией с польскими пограничниками, координируем наши действия, осуществляем дополнительные меры контроля на нашей внутренней границе с Польской республикой. Наша задача — сделать максимум, чтобы маршрут через Польшу не был привлекателен для мигрантов.
Комплекс мер, которые предпринимались у нас, считаю, оказали свое воздействие, поэтому основные потоки направлены на Польскую границу. Литва заявила, что будет поддерживать диалог с ЕС, основными институциями ЕС, с европейским агентством по охране границ, несмотря на то, что в ходе проведения операций были подготовлены рапорты чрезвычайных событиях, мы открыто говорим о том, какие меры предпринимаются и ничего не пытаемся скрывать.
Думаю, мы справимся с ситуацией, но если речь пойдет о вооруженном конфликте, на помощь Литве придут наши союзники, согласно договору по НАТО.
Что не так с миграционной политикой ЕС
С вопросами, связанные с охраной границ, там все так, как нужно. Любая страна должна обеспечить охрану своих национальных границ.
Если будем говорить о миграционной политике, в частности, о системе предоставления убежища, здесь есть определенные вопросы. Тут мы считаем есть необходимость пересмотреть основные правила. Система предоставления убежища формировалась после ВОВ и основные международные конвенции, которые были в то время подписаны, они отражали ситуацию в Европе на тот момент. Сейчас ситуация в корне иная. Той системой пытаются воспользоваться не только мигранты, которые в поисках более комфортной жизни, но и этой системой пытается воспользоваться и режим Лукашенко, чтобы дестабилизировать ситуацию в Европейском Союзе. Наши партнеры недооценивали режим, который существует в Беларуси на границе Европы.
Кто такие беженцы и неужели ЕС не в состоянии их принять, ведь многие из них это инженеры, медики и другие специалисты…
По поводу инженеров, учителей, бизнесменов, медиков, должен с некоторой долей скептицизма эту информацию оценивать. Мы столкнулись с миграцией с весны, и должен отметить, что наш департамент изучает просьбы представления об убежище, практически 90 процентов мигрантов, прибывших нелегально в Литву, попросили о предоставлении убежища, единицы среди них те, кому такой статус будет предоставлен. В основном это люди в поисках лучшей жизни, которые выбрали этот путь, разрекламированный не без участия Лукашенко. Они рискуют своей жизнью и жизнью своих детей, что для нас неприемлемо. Мы помогаем людям, которым действительно нужна помощь, предоставляем воду, продукты питание, медицинские услуги, мы должны помогать этим людям, оказавшимся в незавидной ситуации.
Но по информации, опубликованной посольством Ирака (они предприняли попытку организовать возвращение своих граждан), только 200 из 6 тысяч человек готовы вернуться. Что говорит о том, что они решительно настроены оказаться в Германии, и говорит о том, что люди готовы ждать и подвергать себя и своих детей опасности, чтобы комфортно обустроить свою жизнь.
Есть ли среди беженцев преступники
Идентифицировать таких граждан сложная задача. Так как они пребывают без документов, и мы с помощью наших партнеров проверили скрининг всех тех нелегалов, которые к нам попали во время кризиса, используя дактилоскопические возможности. Их не так много, возможно, не всех преступников нам удалось выявить. Не хотел бы называть конкретные цифры.
Часть из них имела связь с криминальным миром, часть связаны с деятельностью террористических групп. Часть из них была возвращена в страны, откуда они прибыли, часть из них находится в Литве в изоляции.
Дорого ли обходится Литве содержание нелегальных мигрантов
Дорого. Мы много говорим о соблюдении прав нелегальных мигрантов, но нужно говорить об обязанностях мигрантов. В их обязанности входит — сотрудничество с представителями власти, не скрывать свою личность, зачастую те, кто обращается в госучреждения Литвы с просьбой об убежище, о своих обязанностях вспоминают в последнюю очередь.