Референдум 96. Захват власти

Завершается беспрецедентная по многочисленным нарушениям законности кампания по проведению референдума, навязанного белорусскому народу президентом Республики Беларусь. Из многочисленных нарушений в ходе подготовки и проведения указанных мероприятий мы выделяем четыре общеизвестных факта, каждый из которых является вопиющим нарушением законности, что не позволяет всерьез обсуждать юридическую значимость референдума”. ZUBR продолжает публиковать расследование о действиях Лукашенко в конце 90-х годов, когда тот делал все, чтобы захватить власть и лишить беларусов прав на что бы то ни было на многие десятилетия вперед.

https://vytoki.net/

22 ноября 1996 года на заседании Верховного Совета планировалось объявить о подписанном президентом, спикером парламента и председателем Конституционного суда соглашении.

Его подписание должно было стать определенной нулевой отметкой: процедура импичмента президента останавливалась, а Лукашенко, в свою очередь, принимал обязательства отменить свои указы в отношении обязательного характера референдума, а после проведения референдума — сформировать Конституционное собрание, которое и должно было принять новую редакцию Конституции на основании текста изменений и дополнений, одобренного большинством голосов на республиканском референдуме.

Чтобы соглашение вступило в силу, его должен был ратифицировать Верховный Совет. Но Социал-демократическая партия народного согласия, которая являлась, по сути, ручной президентской партией, отказывается голосовать, тем самым сорвав ратификацию соглашения.

Таким образом, этот компромисс не удалось реализовать, и накануне плебисцита Лукашенко восстановил действие своих указов об обязательном референдуме по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию. 23 ноября Лукашенко объявляет о том, что референдум будет обязательным, и что он соглашения не нарушал, а Верховный Совет не способен выполнять свои обязанности.

Многие депутаты заявляли о давлении как на них самих, так и на их семьи. Под давлением 12 депутатов отозвали подписи по заявлениям об импичменте, вследствие чего возникла нехватка подписей, и дело об импичменте было прекращено.

Все это время беларусы подвергались массированной обработке со стороны государственных средств массовой информации. Гражданам десятки раз на день предлагалось поддержать вопросы, вносимые президентом.

газета Свабода от 15.11.1996 №87

Небывалую активность в период подготовки референдума развернули органы исполнительной власти. Конкретные указания обеспечить победу президентского проекта Конституции получили руководители предприятий, учреждений, организаций, командование воинских частей и т.п. Во всех регионах были созданы штабы по проведению референдума, которые охватили своим влиянием почти все население страны. Граждане под различными предлогами, в том числе и под принуждением, склонялись к досрочному голосованию (хотя это является нарушение закона о референдуме). Проводилась невиданная ранее агитационная работа в пользу вопросов, инициированных президентом. Сам Лукашенко посетил в пропагандистских целях ряд городов, крупных предприятий, выступал на многолюдных общественных форумах.

Референдум состоялся 24 ноября.

По неофициальным данным ЦИК, которым в тот момент уже управляла Лидия Ермошина, новую редакцию Конституции, предложенную Лукашенко, поддержали более 70% граждан, остальные вопросы, инициированные президентом, поддержали около 80% граждан.

По итогам голосования не было опубликовано решение, принятое на референдуме, предусмотренное статьями 38, 39 Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13.06.1991 № 859-XII, что не позволяет кому-либо ссылаться на официальные итоги референдума.

ЦИК публикует итоги референдума и утверждает их неправомочным составом: на заседании присутствовали только 10 из 18 членов вместо положенных 2/3 состава (то есть 12 человек).

Президент подписывает новую Конституцию, она публикуется в газетах и сразу вступает в силу, хотя по закону для вступления её в силу должно было пройти 10 дней после публикации.

Президиум Верховного Совета Республики Беларусь признал итоги референдума незаконными. Соответствующее заявление было принято 26 ноября 1996 г., а его текст был опубликован в газете «Свабода» № 91 от 29.11.1996:

«Уважаемые соотечественники!

Завершается беспрецедентная по многочисленным нарушениям законности кампания по проведению референдума, навязанного белорусскому народу президентом Республики Беларусь.

Мы не можем считать мероприятия, проведенные А.Г. Лукашенко с 9 по 24 ноября 1996 года, референдумом в прямом смысле этого слова независимо от процентных итогов, независимо от обязательного или рекомендательного характера вопросов, вынесенных на всенародное голосование.

Из многочисленных нарушений в ходе подготовки и проведения указанных мероприятий мы выделяем четыре общеизвестных факта, каждый из которых является вопиющим нарушением законности, что не позволяет всерьез обсуждать юридическую значимость референдума:

  1. неустановленное и незарегистрированное количество бюллетеней, напечатанных Управлением делами Президента Республики Беларусь, данные о которых не известны ни Верховному Совету Республики Беларусь, ни Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, ни общественно-политическим организациям, участвующим в контроле за проведением референдума. Бюллетени были распространены минуя Центральную комиссию Республики  Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  2. голосование началось задолго до публикации окончательных вариантов обоих проектов Конституции Республики Беларусь, то есть значительная часть граждан не могла знать, за что она голосует, и отдавала голоса за то, что юридически не существовало;
  3. финансирование мероприятий по всенародному голосованию проведено не через Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, как положено по закону, а, минуя ее расчетный счет, из неустановленных источников;
  4. полная монополизация белорусских государственных средств массовой информации для проведения многомесячной агитационно-пропагандистской кампании исключительно в пользу президентского варианта ответов на вопросы референдума. Представителям Верховного Совета Республики Беларусь было отказано в возможности изложить по телевидению и радио основные положения вопросов инициированных высшим органом законодательной власти Республики Беларусь.

    К перечисленным нарушениям добавляется и множество других:
  • вопреки заключению Конституционного суда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года и постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 5 ноября 1996 года даже при наличии специальной ссылки в бюллетене о характере вопросов вынесенных на голосование, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. своим Указом придал консультативным вопросам референдума обязательный характер и возложил ответственность за проведение референдума на исполнительную власть;
  • Президент Республики Беларусь своим Указом от 14 ноября 1996 года незаконно отстранил от должности Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и также незаконно возложил исполнение его обязанностей на другое лицо;
  • нарушены Законы Республики Беларусь “О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь», «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» в части неправомочности состава Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов для подведения итогов референдума и выборов.
https://vytoki.net/

Отмеченные факты представляют явные и вопиющие нарушения действующей Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь “О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь», грубо попирают права человека, делают итоги референдума юридически незаконными.

Мы обращаемся к Генеральному прокурору Республики Беларусь с требованием безотлагательной и принципиальной оценки многочисленных фактов нарушения законодательства и Конституции Республики Беларусь во время референдума, что позволит сохранить статус Республики Беларусь как члена мирового сообщества и не даст потерять уважение к конституционному строю республики.

Мы обращаем внимание мировой общественности на приведенные факты и рассчитываем на объективную оценку событий, происшедших в Республике Беларусь».

Принято на расширенном заседании Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

26 ноября 1996 года

vytoki.net

Наблюдатели, представители политических партий и общественных организаций в период подготовки и проведения референдума зафиксировали многочисленные нарушения законодательства.

  • По закону комиссии по референдуму должны образовываться соответствующими Советами депутатов не позднее чем за месяц до референдума. В действительности они были созданы за 5–7 дней до референдума органами исполнительной власти.
  • Незаконное отстранение с поста главы ЦИК Виктора Гончара и незаконное назначение вместо него Ермошиной.
  • К началу досрочного голосования (9 ноября) на участках для голосования отсутствовали тексты изменений и дополнений в Конституцию, и граждане не знали, за что они голосуют.
  • Агитация за досрочное голосование, а во многих случаях принуждение к досрочному голосованию были незаконными. Отдельный учет голосовавших досрочно не велся, подтверждения мотивов досрочного голосования у избирателей никто не спрашивал.
  • Бюллетени для голосования печатались Управлением делами президента Республики Беларусь. Они были доставлены на избирательные участки минуя ЦИК и областные комиссии по референдумам. Учёт количества бюллетеней никем не осуществлялся.
  • Вопреки 9-й статье Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» подготовка референдума и его проведение финансировались не из бюджета, а исключительно за счёт «благотворительных» взносов. ЦИК был полностью отстранён от деятельности по финансированию референдума.
  • По мнению группы международных наблюдателей от Европейского института по СМИ, практически все эфирное время, посвящённое референдуму (90 процентов), было использовано для продвижения позиции президента, предвыборная кампания подавалась односторонне. В ряде случаев агитация  велась прямо на участках для голосования.
  • Почти на всех избирательных участках велась явная агитация за президентский проект Конституции.
  • В день референдума чинились препятствия наблюдателям, представителям политических партий и общественных организаций при осуществлении ими контроля за ходом голосования: их не допускали на участки и отказывали в получении требуемой информации.
  • Наблюдателями фиксировались факты подлога подписей избирателей, умышленное повреждение пломб на урнах для тайного голосования или их отсутствие, выдача по два и более бюллетеней для голосования одному человеку. Избиратели допускались к голосованию без документов, удостоверяющих личность. Бюллетени выдавались также и лицам, которые представлялись командированными.
  • Подводил итоги и объявлял результаты голосования по референдуму неполномочный состав Центральной избирательной комиссии: из 18 избранных членов ЦИК присутствовали только 10, то есть менее 2/3, как того требовал закон.

Вызывают подозрение данные о явке избирателей. Во-первых, согласно опубликованным данным, число избирателей, которые приняли участие в довыборах депутатов Верховного Совета, проходивших в один день с референдумом, значительно меньше, чем граждан, проголосовавших на том же избирательном участке по вопросам референдума. Во-вторых, было официально заявлено, что на 18 часов 24 ноября в голосовании приняли участие 59% избирателей. Окончательная явка — 84%. Получается, 25% избирателей проголосовали с 18 до 20 часов, хотя на все предыдущие выборы в это время приходили голосовать только 7–9 % граждан.

25 ноября 1996 года после подведения предварительных итогов голосования состоялась пресс-конференция президента Лукашенко (см.: Информационный бюллетень Национального Пресс-центра Республики Беларусь. 1996. № 48; Звязда. 1996. 26 лiстапада). На конференции он заявил, что референдум «проведен безупречно», и что его оппонентам будет трудно настаивать на незаконности и нарушениях во время голосования.

Многочисленные нарушения законодательства, имевшие место как в период подготовки к референдуму, так и в день его проведения, дают достаточно оснований, чтобы сделать вывод о том, что этот референдум нельзя признать легитимным, а его результаты — действительными.

Многие государства и международные организации, включая ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз, официально не признали результаты референдума и объявили их незаконными.

Состоялся, по сути, не референдум, а захват власти, в результате которого глава государства был наделен практически неограниченными полномочиями. Лукашенко получил право назначать судей, членов Центральной избирательной комиссии, глав местных органов власти, главу правительства и министров. Декреты и указы президента получили бóльшую юридическую силу, чем законы.

От должности президент освобождался уже не просто за «совершение преступления», а за «совершение тяжкого преступления», что сделало процедуру импичмента практически невозможной. Кроме того, срок правления президента начинал новый отсчет (то есть глава государства получил два дополнительных года правления). Еще одним итогом референдума стала ликвидация Верховного Совета. После проведения референдума Верховный Совет 13-го созыва был распущен, а из числа пропрезидентских депутатов был сформирован новый двухпалатный парламент — Национальное собрание, состоящее из Совета Республики и Палаты Представителей. Об этом Лукашенко издает официальный указ 27 ноября.

Неограниченная власть Лукашенко, «карманные» депутаты, судьи, исполнительная власть, декреты и указы, многие из которых способствовали развитию коррупции в нашей стране, на десятилетия стерли из умов многих беларусов представление и понимание от том, что только народ является единственным источником власти. И это осознание и право нужно себе вернуть!

Начните печатать и нажмите Enter для поиска