Референдум вне закона. Начало

14 мая 1995 года прошел первый в истории независимой Республики Беларусь референдум. Тогда Лукашенко положил начало уничтожению всего беларусского и осуществил первую попытку продавливания своих интересов силовым путем. Именно тогда он так вошел во вкус, что сейчас, спустя четверть века, мы вынуждены иметь дело с закостенелой преступной режимной системой, основными инструментами которой стали беспредел и насилие.

Александр Ружечка

После победы Лукашенко на выборах президента в 1994 году его деятельность, окружение и министры постоянно подвергались критике со стороны оппозиционных партий (в частности, Белорусского Народного Фронта, которым руководил Зенон Пазняк) и парламентариев (депутатов Верховного Совета) за хаос, непрофессиональность и стремление к авторитаризму.

Как заявлял Зенон Пазняк, Лукашенко отличался «ненавистью к белорусскому национальному возрождению, к рыночному реформаторству, к белорусской культуре». В докладе депутата Сергея Антончика от 20 декабря 1994 года приводились факты коррупции, взяточничества, незаконных финансовых операций в органах новой власти и утверждалось, что в ближайшем окружении Лукашенко сложились четыре мощных мафиозных клана: промышленный, аграрный, торгово-внешнеэкономический и чернобыльский. 80 парламентариев обратились в Конституционный Суд с обращением рассмотреть дело о соответствии Конституции изменений и дополнений в закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве» от 6 октября 1994 года, в соответствии с которым формировалась «президентская вертикаль».

При этом начиная уже с 1994-95 гг. средства массовой информация, в том числе телевидение и радио потихоньку переходили под президентский контроль: отправлены в отставку главные редакторы «Советской Белоруссии» и затем «Народной газеты», издательскому дому «Дом Печати» запретили выпускать 12 независимых газет, Беларусское информационное агентство передано Администрации президента, учрежден Президентский совет по надзору за средствами массовой информации.

В феврале 1995 года Лукашенко инициировал проведение всенародного референдума о государственном флаге, гербе, языках и приватизации и в итоге использовал его как средство, позволившее существенно укрепить его власть.

18 марта газета «Звязда» опубликовала обращение 74 депутатов в адрес Лукашенко с требованием вынести на референдум вопросы о новой символике и о придании русскому языку статуса государственного, а 22 марта президент официально передал вопросы референдума в Верховный Совет.

Вопросы выглядели таким образом:


«1) Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?
2) Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба?
3) Поддерживаете Вы действия президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией?
4) Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающие возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?».

Во время рассмотрения постановления о проведении референдума в апреле 19 депутатов парламентской оппозиции от БНФ и Белорусской социал-демократической громады (БСДГ) заявили о начале голодовки в знак протеста и оставались в Овальном зале.
Лукашенко почувствовал, что эта акция может сорвать принятие решения парламентом и в ночь с 11 на 12 апреля правоохранительными и спецорганами голодающие депутаты были насильственно эвакуированы из помещения Верховного Совета и сильно избиты. Поводом для эвакуации послужил анонимный звонок о том, что в здании парламента якобы находится взрывное устройство.

Впоследствии, несмотря на требование избитых депутатов продемонстрировать видеокассету с записью эвакуации и предъявить эту кассету следователям, этого сделано не было. По сей день не вполне известно, силами каких структур была осуществлена эвакуация.

13 апреля в Парламенте рассматривалось постановление, согласно которому референдум по четырем вопросам должен состояться 14 мая 1995 г. (ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ после принятия решения по выносимым вопросам). За проведение референдума 14 мая 1995 г. по четырем вопросам отдали свои голоса 177 депутатов из 185 голосовавших. Противники референдума преимущественно не голосовали, протестуя таким образом и против нарушения депутатского иммунитета ночными побоями.

Лукашенко начал отбор преданных и молчаливых людей, убаюкивая депутатов: «Вы здоровые мужики, каждый специальность имеет, приходите и скажите, где вы хотите работать. Давайте договоримся раз и навсегда, чтобы не трепали друг другу нервы». Этот момент стал точкой начала политического преследования оппонентов режима. Параллельно с референдумом проводились выборы депутатов Верховного Совета. Президентская команда включила пиар технологии, мобилизовала на агитацию некоторых белорусских известных деятелей культуры и искусства, стремилась дискредитировать БНФ в глазах населения. Появился выдержанный в Гебельс-ТВ манере фильм режиссера Юрия Азарёнка «Дети лжи», где БНФ ассоциировался с коллаборационистами времен оккупации Беларуси немецко-фашистскими захватчиками. Начиналась борьба с беларушчыной.


Итоги референдума были неутешительны для оппозиции.

По официальным данным Центральной избирательной комиссии, по первому вопросу «за» проголосовали 83,3%, по второму — 75,1%, по третьему — 83,3%, по четвертому — 77,7% избирателей.


Опьяненная успехом, правящая команда уже даже не пыталась соблюсти формальные законодательные требования. Так, бело-красно-белый флаг был спущен со здания администрации президента уже 16 мая, еще до объявления Центризбиркомом официальных итогов и утверждения Верховным Советом новой госсимволики. Президентские молодчики во главе с управделами президента Иваном Титенковым разорвали бело-красно-белый флаг на куски, совершив уголовное преступление.

Оппозиция расценила референдум как национальный позор и один из шагов по уничтожению белорусского языка и культуры, инициированных российскими спецслужбами с подачи официальной Москвы. Введенное двуязычие оппозиция назвала «раздвоенным жалом гадюки», которое хочет «убить белорусскую душу, белорусский язык», уничтожить основу белорусской государственности.

Александр Васюкович

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА В 1995 ГОДУ.

• Нарушение порядка назначения референдума.
При обсуждении вопроса в Верховном Совете о назначении референдума 19 депутатов в знак протеста объявили голодовку в зале заседаний. В результате три вопроса не получили необходимого числа голосов депутатов. Депутатов, объявивших голодовку, впоследствии не пустили в здание парламента. Оставшиеся депутаты утвердили вопросы референдума и назначили дату его проведения со второй попытки, что является нарушением регламента.


• Изменения и дополнения в Конституцию запрещается вносить в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета.

• Референдум не мог проводиться ранее трех месяцев со дня его назначения (ст. 12 Закона). Здесь же был проведен через месяц с даты назначения.


• Юристы отметили, что по закону бюллетени должны были включать четкое изображение герба и флага, представленных Лукашенко на референдум. Этого не было сделано — граждан просили выразить свое отношение к «новым» символам — многие голосовали за «новую» символику, предполагая, что они голосуют за символику, принятую в 1991 году). Граждане не обладали полной информацией и не могли принять осознанное решение по всем четырем вопросам, поскольку оппонентам президента не была предоставлена возможность вести агитацию через СМИ.


• Независимые наблюдатели зафиксировали массовые фальсификации при подсчете явки избирателей и итогов голосования. Наблюдатели от ОБСЕ также отметили факты вмешательства органов исполнительной власти в процесс голосования. Характерно, что, по данным Центризбиркома, более 75% избирателей поддержали вопросы, предложенные А.Лукашенко. В то же время выборы Верховного Совета оказались неудачными в большинстве избирательных округов. По итогам первого тура было избрано лишь 119 депутатов из 260. Такое положение — отсутствие в стране полноценного парламента — сохранялось до 10 января 1996 г., когда в результате довыборов Верховный Совет 13-го созыва приступил к работе в составе 198 депутатов.


Результаты референдума должны были утверждаться Верховным Советом, но так и НЕ были утверждены Верховным Советом 12 созыва, действующим на момент проведения референдума.

Выводы:


Поскольку референдум был назначен незаконно, проведен с нарушениями законодательства, вопросы, вынесенные на референдум, не могли стать предметом голосования, в том числе в связи с невнятными формулировками, это следует признать в соответствующем акте компетентного государственного органа.
Этим органом может выступать легитимный состав парламента, которым согласно Конституции 1994 г. является Верховный Совет Республики Беларусь. Он вправе отменить незаконное постановление от 12 апреля 1995 г. о назначении референдума, а также аннулировать его итоги.


Другим компетентным органом власти, который вправе принять такое решение, может быть легитимный состав Конституционного суда. При обращении к нему одного из уполномоченных субъектов он может вынести решение о соответствии (несоответствии) Конституции и законам Республики Беларусь референдума 1995 года.


Восстановление законности в стране — вопрос времени. Условием для этого является возвращение Конституции 1994 г. и избрание предусмотренного в ней парламента — Верховного Совета Республики Беларусь.

Начните печатать и нажмите Enter для поиска