Больше половины госпредприятий работают в ноль. Вся правда о ценах
Совместно с платформой «Голос» мы продолжаем проект «Давайте разберемся», где объясняем: как вам преподносят события в стране с экранов телевизоров и как есть на самом деле. Ну а вы думайте. И делайте выводы. Почему упадок экономики, рост доллара и политика государства — это то, что уже отражается на жизни каждого из нас. Наши люди беднеют и продолжат беднеть.
Почему?
Во-первых потому, что существующая система управления на предприятиях неэффективна. Несмотря на особый статус госпредприятий в Беларуси, который заключается в постоянном списании их долгов, доступе к дешевым кредитам и налоговых льготах, чистая прибыль госпредприятий составила всего 242 млн рублей (около 90 млн $). Это всего 4% от объема чистой прибыли белорусского бизнеса за 2020 год.
Больше половины госпредприятий работают в ноль. Еще 13% убыточны. Причем среди них — такие гиганты, как БМЗ и МАЗ. Последний, кстати, приносит чистые убытки уже седьмой год.
Госпредприятия настолько неэффективны, что их закрытие с переобучением сотрудников при сохранении их зарплат до трудоустройства обойдётся дешевле производства никому не нужной продукции.
Тогда зачем их сохраняют? Отчасти из-за наличия коррупционных систем на основе этих предприятий, обогащающих верхушку. При этом, на работу таких заводов и фабрик идут наши же налоги.
Закредитованность агропромышленного комплекса и обрабатывающей промышленности в Беларуси отлично показывает, как работает неэффективная модель так называемых крепких хозяйственников: она ведет экономику в пропасть.
Несмотря на убыточность, на госпредприятиях работает больше половины всех наемных граждан, занятых в госсекторе экономики.
Но если сравнить статистику по численности предприятий и количеству работников, мы увидим, что в прошлом году предприятий госсектора стало меньше на 117, а количество работников снизилось на 48,5 тыс. человек.
То есть, предприятия госсектора в общей массе не создают рабочие места, а наоборот увеличивают безработицу.
Итак, со своим производством в стране дела обстоят не очень. Поэтому большинство товаров приобретается за рубежом. Естественно, за зарубежную валюту — в основном, доллар.
Кстати, недавно он достиг своего исторического максимума, на старте торгов остановившись на отметке в 2,6682 рубля. И увы, при текущей политической обстановке он продолжит расти.
Сейчас белорусы не доверяют банкам и массово снимают свои деньги с валютных вкладов: например, за последние 14 месяцев депозиты физлиц сократились на 1,724 млрд долларов. А за период с октября 2015 по март 2021 года остатки на валютных счетах сократились на $3,3 млрд.
А что происходит с бюджетом страны?
Его дефицит увеличился с 4 до 5,6 млрд рублей. При этом внешний долг Беларуси и так повысился на треть по сравнению с прошлым годом.
Кстати, недавно Беларусь попала в список стран с угрозой близкого дефолта, а также уязвимой экономикой. Мы находимся рядом с Тунисом, Эквадором, Эфиопией, Лаосом и Оманом.
Наверное, в такой ситуации режиму сложно искать новые суммы на содержание силовиков и продолжающиеся репрессии. Но ничего, недостачу денег в казне профинансируют за счет остатков средств бюджета и новых государственных заимствований.
Проще говоря, закрывать такую внушительную сумму планируют новыми кредитами.
Но помогать извне государственной власти никто не планирует: например, Европейский банк реконструкции и развития приостановил финансирование проектов в госсекторе Беларуси и не рассматривает новые проекты в стране, где продолжаются репрессии в отношении мирных граждан.
Кроме того, Международный валютный фонд не смог согласовать с властями Беларуси условия предоставления Минску экстренного финансирования на $940 млн, которые выделили на борьбу с коронавирусом.
Таких примеров множество. Все крупные банки и финансовые организации отказываются спонсировать режим Лукашенко. Поэтому, помощи “извне” при нем ждать не приходится.
Вы спросите: как всё это влияет на нашу с вами жизнь? Ответ простой: взгляните на цены.
Цены в Беларуси выросли почти на все: продукты, «коммуналка», топливо, электричество. За прошлый год инфляция составила 7,7% – это наивысший показатель за 5 лет.
В январе огромное количество товаров и платных услуг подорожали на 1,1% (по экономическим меркам, это много). В Нацбанке объясняют ускорение роста цен повышением НДС на многие продукты, детские товары, лекарства и медизделия, но ведь НДС повысило само государство.
Кроме того, в январе подняли тарифы на многие ЖКУ, цены на сигареты, ставки акцизов на алкоголь. Также повысили стоимость автомобильного топлива (за 4 месяца 2021 года топливо уже дорожало целых 11 раз!).
Некоторые цены повысили крайне значительно: так, например, растительное масло стало дороже на 15%. По этому поводу даже случались драки пенсионеров в супермаркетах — разве это нормально для “процветающего” и “стабильного” государства в центре Европы?
Всё это уже происходит в нашей стране, и с каждым годом ситуация будет только ухудшаться.
Из-за полного экономического дефолта на предприятиях начинают выдавать деньги продукцией, заводы переводят на сокращенную рабочую неделю, наблюдаются задержки зарплат и невыплаты премий. Количество рабочих мест урезается, реальные заработные платы падают, а цены и налоги только растут.
Из-за несносных условий по всей стране массово закрываются частные бизнесы. А ведь именно они являются источниками денег в государственный бюджет, за счет которого живет 23% госработников в стране (около миллиона граждан). На их зарплаты ежегодно уходит более трети всего бюджета, которого становится всё меньше.
Страна скатывается в экономическую пропасть: население беднеет, а чиновники богатеют. При этом, власть еще не дает нам, беларусам, открыто и честно выражать свое мнение. Например о том, что большинство граждан страны не выбирало Александра Лукашенко президентом.
Есть много доказательств, что выборы были сфальсифицированы, а всех несогласных или очевидцев этих фальсификаций подвергли насилию и пыткам. Из-за этого все цивилизованные страны вводят санкции. И это не просто формальность, а реальный экономический удар по всей системе.
Рассмотрим американские санкции. С учетом того, что США имеют возможность контролировать все финансовые потоки в долларах, под угрозой окажется вся внешняя торговля компаний под санкциями. Проблемы будут возникать и у тех, кто будет вести с ними бизнес.
Кроме того, совершенно не важно, в какие именно западные страны поставляются белорусские изделия. Одна из главных особенностей санкций США — ограничение для компаний по всему миру на сотрудничество с предприятиями под международными санкциями. Если такое произойдет, правительство США принудит выплатить огромный штраф.
Поэтому, для большинства европейских предприятий сотрудничество с белорусскими госпредприятиями станет не только экономически невыгодным, но и опасным.
Также эти санкции сильнее всего ударят по одному из самых прибыльных секторов, находящихся под личным контролем Лукашенко — нефтепереработке. Именно благодаря этой отрасли он может лишиться многих миллионов долларов в год. Законная и незаконная прибыль от продажи продуктов нефтепереработки в большей мере и обеспечивает «экономическое чудо» политики Лукашенко.
Объясним еще понятнее, как работают санкции. Любой европейский покупатель бензина с «Нафтана» должен быть готов к тому, что американский рынок для него могут закрыть. Любой банк, который решит выдать кредит «Гродно Азоту», рискует потерять своих американских клиентов. А любой, скажем, украинский партнер «Белшины» может потерять своих покупателей из Европы. Потому что по новому регламенту санкционные списки расширяются, как круги на воде.
Помимо США, Европа также готовит новый пакет санкций. Хотя после президентских выборов в Беларуси Евросоюз ввел уже три пакета санкций, режим Александра Лукашенко не идет на диалог с протестно настроенным обществом.
Эти санкции также ускорят падение режима.
Они лишают режим денег, останавливают коррупционные схемы вывода денег из Беларуси, уменьшают валютную поддержку системы, предусматривают заморозку счетов связанных с режимом людей. Европейские санкции имеют понятную цель: остановить работу предприятий и тем самым вынудить режим пойти на уступки и переговоры.
Но это не все проблемы, о которых мы упомянули. Помимо полностью развалившейся промышленности, экономического дефолта и повсеместного повышения цен, в нашей стране наблюдается гуманитарная катастрофа в сфере медицины, десятки тысяч вынужденных политических и экономических мигрантов, а также полное отсутствие понятий правоохранения и судов.
Страна фактически перестала быть пригодной для проживания в ней людей. И если режим не остановить сейчас, потом будет уже слишком поздно.
Расскажите об этом всем, чтобы понимать, что на самом деле происходит в Беларуси.