Остаться дома — согласиться с режимом. Почему нельзя игнорировать референдум

Почему беларусы должны пойти на референдум и почему бойкот не работает — об этом поговорили с экспертом по выборам Александром Шлыком и представительницей инициативы “Честные Люди” Еленой Живоглод.   

Дарья Бурякина

Всё будет зависеть от того, как поведут себя беларусы и как они отнесутся к Референдуму.

Для того чтобы референдум состоялся, нужна явка больше 50%. И поддержка того, что предлагает режим — новая конституция. 

Как сделать так, чтобы снова не посчитали неправильно.

Позиция демократических сил — Лукашенко нелегитимен, и референдум — это фикция и преступление. Речь идёт о том, что мы не признаём референдум, как не признаём Лукашенко. Если на выборах говорили о том, что выборы будут прозрачными, сейчас мы говорим о том, что нужно прийти на участки, чтобы продемонстрировать свое несогласие с режимом Лукашенко и референдумом.

Бойкот не работает. Важен тот факт, что участие в выборах — это право беларусов и это право никто не отменял. Да, его ограничивают тем, что выборы проходят нечестно, но само право никто не отбирал.

Моральные установки людей, которые призывают к бойкоту понятны, они не хотят вмешиваться заведомо в том, что они считают нечестным. Но важно понимать, у нас есть право участвовать в общественной жизни и управлении государством. Это право принадлежит гражданам. Это право нам не давало власть, и это право власть пытается ограничить. Ещё один практический момент, бойкот не работает. Нет примеров из международной практики, когда бойкот приводил к чему-то продуктивному. И в истории Беларуси уже были призывы к бойкоту, которые не сработали. 

Да, независимо от того, придут беларусы на голосование или нет, бюллетени всё равно будут в урнах для голосования. Поэтому мы говорим о том, что будет посчитано неправильно, если человек не придёт на участок, то и голос этого человека не будет посчитан. Как тогда заявить, что ваш голос был посчитан неправильно?

Если вам предлагают стать членами избирательной комиссии — соглашайтесь. Ведь если согласитесь не вы, а кто-то другой, то шансов, что честных членов в комиссии будет меньше. Они будут искать фальсификаторов, лучше чтобы в комиссии были честные люди, которые будут держать контакт с демократическими силами и рассказывать  о том, что происходит внутри. 

Нужно пояснить, что в ситуации, когда мы все понимаем, что фальсификация  — это расхожее явление, мы призываем собраться и прийти на участки, продемонстрировав несогласие с тем, что происходит в стране. Когда вы сидите дома — вас не видно и неслышно, это молчаливое согласие с режимом. Этого и добивается Лукашенко. Бойкотируя, мы не чувствуем объединения людей. Также мы не показываем внешнему миру, что внутри страны народ против того, что делает Лукашенко. Можно говорить от обратного, у нас есть возможность прийти и собраться на более 5000 избирательных участках. Не использовать эту возможность демонстрации — кажется, ошибкой.

Референдум не принадлежит Лукашенко, он принадлежит людям. 

обложка — Дмитрий Брушко (обрезана), TUT.BY

Начните печатать и нажмите Enter для поиска