Выборы президента в Беларуси. Первые и последние

90-е годы стали знаковыми и переломными в политической жизни независимой Беларуси. По новой конституции впервые в стране учрежден пост президента. Состоялись первые (и последние легитимные) выборы президента. Затем два незаконных референдума. Попытка депутатов Верховного Совета 13-го созыва, распущенного после незаконного референдума 1996 года, инициировать альтернативные выборы. Исчезновения и загадочные смерти политиков, которые нашли в себе силы и мужество противостоять Лукашенко и его желанию полностью узурпировать власть. Это были годы противостояния и попыток не допустить захват власти Лукашенко и его сторонниками, которые уже с 1996 года, по сути, стали соучастниками государственного переворота. Коротко вспомним, как это было.

vytoki.net

С момента обретения независимости в 1991 году Республика Беларусь была страной парламентского типа, где основным органом власти был Верховный Совет. 15 марта 1994 года Верховный Совет принял Конституцию, по которой страна становилась президентской республикой, а 29 марта Верховным Советом издан закон о выборах главы государства. 6 апреля Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов составила план проведения первых выборов.

Претендентами на пост президента стали:

Александр Дубко — председатель Союза аграрников;
Вячеслав Кебич — премьер-министр Беларуси;
Александр Лукашенко — народный депутат, директор совхоза «Городец» Шкловского района;
Василий Новиков — секретарь ЦК ПКБ;
Зенон Позняк — лидер беларусского Народного Фронта «Адраджэнне»;
Станислав Шушкевич — бывший председатель Верховного Совета Беларуси.

В первом туре Александр Лукашенко набрал 44,82 %, Вячеслав Кебич — 17,33 %, Зенон Позняк — 12,82 %, Станислав Шушкевич — 9,91 %, Александр Дубко — 5,98 %, Василий Новиков — 4,29 %.

Во втором туре Александр Лукашенко набрал 80,34 % (56 % голосов избирателей с учётом явки), Вячеслав Кебич — 14,17 % (10 % голосов избирателей с учётом явки).

Выборы 1994 года стали первыми и пока что последними выборами в Беларуси, результаты которых никто не оспаривал и которые были приняты и одобрены мировым сообществом.

Беларусский писатель Василь Быков, один из основателей БНФ и последовательный критик Александра Лукашенко, следующим образом охарактеризовал результаты выборов:

«Беларусский народ в своей массе в конце XX века был озабочен не столько проблемой возрождения, сколько проблемой выживания. Хоть как-нибудь, пусть с большевистским рылом, только бы не превратиться в мертвеца, что, в общем, было реально. По сути, шел процесс умирания (во всех смыслах), и важно было сохраниться, удержаться на краю гибели, а не думать про былое величие времен ВКЛ. Народ это осознал инстинктивно и поэтому на первых президентских выборах в массе своей не пошел за Позняком и БНФ с их виртуальным национал-демократизмом, архаизацией и без того не слишком упорядоченного языка — возвращением к грамматике Тарашкевича. Со времен Тарашкевича очень многое изменилось в мире, в том числе и в беларусском языке, с чем прагматичный политик обязан был считаться.

Народ пошел за жестким, напористым, прагматичным директором совхоза, идеи которого были просты, как мычание коровы, и вполне понятны. Без внимания к национальным принципам он бросился к России в первую очередь, чтобы получить для себя поддержку, а также хлеб, бензин, газ, без которых невозможно было не только «возрождаться», но и пережить зиму. Конечно, умнейшие понимали, что он отбирал у Беларуси суверенитет, будущее и лишал демократии. Но какая польза от демократии, если плачут голодные дети

1991 год палітычна-эканамічныя пратэсты. Аўтар фота: Уладзімір Сапагоў.

24 ноября 1996 года в Беларуси состоялся незаконный референдум. Лукашенко предложил поправки в Конституцию, расширяющие полномочия исполнительной власти и президента, и некоторые другие вопросы. За принятие поправок — по официальной версии — высказалось большинство избирателей. Однако этот референдум и все последующие выборы президента Беларуси не признаны международным сообществом демократичными и соответствующими требованиям.

По Конституции 1994 года в первоначальной редакции срок полномочий президента Лукашенко заканчивался 20 июля 1999 года.

10 января 1999 года состоялось заседание 43 бывших депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, состав которого был распущен Лукашенко после незаконного референдума 1996 года. Следуя оригинальной Конституции 1994 года, бывшие депутаты Верховного Совета приняли решение о проведении выборов президента Беларуси и назначили дату этих выборов — 16 мая 1999 года.

Для участия в выборах были выдвинуты два кандидата: экс-премьер-министр Михаил Чигирь и председатель беларусского народного фронта Зенон Позняк, находившийся в эмиграции.

Была сформирована Центральная комиссия по выборам президента, которой предстояло организовать полноценную процедуру выборов — от создания избирательных комиссий на местах до момента голосования. Ее возглавил Виктор Гончар. Эта комиссия начала действовать быстро и решительно. Сказался опыт Гончара, который ранее руководил ныне «ручной» ЦИК Беларуси и был снят с должности за противостояние незаконным методам Лукашенко.

За считаные месяцы Виктор Гончар «раскрутил» себя в одну из ведущих фигур беларусской политики. Его действия показывали, что выборы 1999 года — это только часть некоего большого плана, возможно, связанного с официальными президентскими выборами двумя годами позднее. Можно сказать, учения в условиях, максимально приближенных к боевым.

Реакция властей не заставила себя долго ждать. Газетам, публиковавшим объявления о выборах, выносились предупреждения. Виктор Гончар и еще несколько членов альтернативного ЦИКа были подвергнуты административному аресту. При этом Виктор Гончар оказался под наиболее сильным прессингом. Во время десятисуточного ареста он начал сухую голодовку, из которой был выведен насильственно. Затем в отношении его было возбуждено уголовное дело за самовольное присвоение власти должностного лица. По этой же статье дело завели и на бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко. А в конце марта был помещен в СИЗО Михаил Чигирь.

16 мая 1999 года президентские выборы, назначенные депутатами, состоялись. Лидировал Зенон Позняк, но никто из кандидатов не набрал более 50 % голосов избирателей. В итоге выборы не были признаны.

21 июля 1999 депутаты Верховного Совета 13 созыва, верные первоначальной редакции Конституции 1994 года, назначили последнего председателя Верховного Совета Семена Шарецкого исполняющим обязанности президента Беларуси. Шарецкий был признан законным главой Беларуси западным сообществом.

Методолог и философ Владимир Мацкевич так высказался о событиях того года:

«Политическая жизнь в Беларуси впала в кому после 1996 года. И все последующие годы происходило ее медленное угасание. На этом фоне кампания, организованная В. Гончаром в 1999 году, была смелой и интересной. Но она была «кампанией отчаяния».

Эти выборы, очевидно, стали масштабной политической кампанией, мобилизовавшей оппозиционные структуры. Власти, что называется, была брошена перчатка.

Брутальны разгон акцыі Марш Свабоды, 30 кастрычніка 1999 года, Мінск. Аўтар фота: Віктар Стралкоўскі

Члены Конституционного суда и депутаты парламента, противостоявшие узурпаторским и диктаторским намерениям Лукашенко, были уволены. Право граждан на законную смену власти было дискредитировано. Попытка легитимного Верховного Совета 13-го созыва во главе с Семеном Шарецким провести выборы президента Республики Беларусь, поддержанная крупнейшими оппозиционными партиями и движениями, была уничтожена через жесткое подавление и репрессии против организаторов и участников избирательной кампании. В борьбе с оппонентами за сохранение власти режим Лукашенко не брезговал самыми грязными и антидемократическими методами. Ни единая акция оппозиции не обошлась без арестов, без преследования ее организаторов или участников, без предупреждений, штрафов или увольнений.  

1999 год был полон событий. Это был год перманентных выступлений беларусского народа против навязанного властями союза с Россией, год попыток представительства ОБСЕ наладить диалог между властями и оппозицией, год небывалого количества возбужденных уголовных дел против руководителей оппозиционных партий и движений и участников массовых акций протеста, год исчезновений и неожиданных смертей известных политиков и борцов с режимом.

Права граждан Беларуси на свободу мирных собраний и ассоциаций были серьезно ограничены режимом Лукашенко с помощью различных законов, указов, декретов. Среди них стоит назвать Закон РБ «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании», который жестко регламентирует проведение массовых мероприятий и устанавливает дискриминационные меры против организаторов и участников оппозиционных акций.

9 сентября 1999 года Лукашенко подписал декрет №36 «О некоторых мерах по предотвращению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий». В соответствии с декретом запрещается проведение массовых мероприятий (кроме официально-государственных) ближе 200 метров от станций метро, более жесткими стали требования к организаторам мероприятий и руководителям, которые обязуются дать разрешение на их проведение. После выхода декрета для проведения митингов и пикетов в Минске властями была определена «резервация» — абсолютно не приспособленная для этих целей и отдаленная от транспортных маршрутов площадь Бангалор.

Все публичные мероприятия оппозиции в Беларуси проходили под строгим контролем властей. Для этого использовалась не только милиция, но и специальные формирования, внутренние войска, сотрудники службы безопасности и КГБ в гражданской одежде. Митинги, шествия, пикеты фиксировались как открытыми, так и скрытыми камерами. Столкновения между демонстрантами и милицией были, как правило, спровоцированы милиционерами, которые выставляли на пути мирных шествий кордоны, а также силой выхватывали демонстрантов из рядов. Стоит отметить, что судебные власти в 1999 году, привлекая к административной ответственности участников массовых мероприятий оппозиции, чаще всего назначали самые жесткие наказания: максимально возможные штрафы, заключение на наибольший возможный срок. (Да-да! И это не 2020, а 1999 год!)

Брутальны разгон акцыі Марш Свабоды, 30 кастрычніка 1999 года, Мінск. Аўтар фота: Віктар Стралкоўскі

1999 год ознаменовался чередой исчезновений и загадочных смертей политиков, которые представляли угрозу власти Лукашенко.

5 апреля в Могилеве произошла трагедия – в 4 часа утра в строительном карьере найден мертвым Славомир Амбружевич – член Социал-демократической партии «Народная Грамада».

6 апреля скоропостижно при невыясненных обстоятельствах скончался Геннадий Карпенко, заместитель председателя Верховного Совета 13-го созыва, заместитель председателя Объединенной гражданской партии, доктор технических наук, академик Беларусской инженерно-технологической академии, член-корреспондент Национальной академии наук, председатель Национального исполнительного комитета, которого считали одним из основных оппонентов Лукашенко.

24 апреля примерно в 17 часов в результате автокатастрофы на трассе Минск — Москва в районе г. Крупки Минской области погиб председатель объединения предпринимателей г. Минска и Минской области «Содружество» Арнольд Печерский. Ему было 34 года. Он известен тем, что организовывал несколько забастовок предпринимателей на стадионе «Динамо» и на рынке торгового дома «Ждановичи».

7 мая по дороге с автомобильной стоянки к собственному дому исчез Юрий Захаренко. Перед своим исчезновением он получал многочисленные угрозы и предупреждения, которые поступали в связи с его помощью кандидату в президенты Михаилу Чигирю и деятельностью по созданию Союза офицеров. Юрий Захаренко был назначен министром внутренних дел в 1994 году, но через полтора года был снят с должности. Есть мнение, что причиной отставки стал отказ Захаренко исполнять ту роль в борьбе с оппозицией, которую требовали от него официальные власти.

16 сентября поздно вечером по дороге домой из бани исчез бывший председатель ЦИК и вице-спикер единственного на тот момент легитимного органа власти, Верховного Совета 13-го созыва, Виктор Гончар. Вместе с ним исчез и известный бизнесмен Анатолий Красовский. На месте исчезновения были найдены следы крови и осколки стекла разбитых фар.

События 90-х положили начало уничтожению политической жизни и любых гражданских и общественных инициатив, которые могли нести угрозу власти Лукашенко и противоречили идеологии правящей верхушки под его контролем. На фоне закрытости информационного пространства, недостаточной поддержки и молчаливого равнодушия большинства беларусов и масштабного давления и репрессий со стороны власти, с 1999 года оппозиция неуклонно теряла политическую инициативу.

20 лет понадобилось гражданскому обществу, чтобы получить полное представление и осознание того, что происходит в нашей стране при Лукашенко: авторитаризм, который перешел в открытую диктатуру, масштабная коррупция в высших эшелонах власти, обнуление всех прав и свобод граждан Беларуси, превращение государства из демократического и социально ориентированного в некую «феодальную» вотчину во главе с теми, кто присвоил себе право считать, что «иногда не до законов». Все это не возникло в одночасье, вдруг только в 2020 году, когда масштабы фальсификаций и репрессий шокировали даже тех граждан, кто считал себя «вне политики». Отсчет сегодняшних событий начался в далеких 90-х и продолжался на фоне безучастного принятия большинством того, что происходило, вплоть до прошлого лета.

Надежда Бужан

2020 год наконец заставил каждого гражданина Беларуси задать самому себе вопрос, можно ли на самом деле жить в стране и быть вне политики, и отчетливо показал, что своевременно определиться с позицией в отношении судьбы Беларуси и защищать закон как основу для жизни нужно абсолютно всем. Иначе мы сами делаем из себя и своих детей нацию бесправных рабов при диктаторе и хунте.

Начните печатать и нажмите Enter для поиска