Нужно искать безопасные формы протеста
Франак Вячорка рассказал об уличных протестах, которые не удалось сделать масштабными, планах штаба Светланы Тихановской и что делать дальше беларусам, чтобы шатать режим.
На самом деле протесты не сдулись, дело в насилии, которое устраивают сотрудники правоохранительных органов на улицах Минска. Что можно было наблюдать 25 и 27 марта, когда превентивно задерживали людей, а сам город был переполнен военной техникой. Убери Лукашенко свои танки с улиц — выйдет миллион.
Люди, которые участвуют в акциях вопреки, несомненно, герои, так как любая форма протестов жестко наказывается.
Поэтому этой весной нужно искать безопасные формы протеста. Заставать режим врасплох. Искать новые идеи, креативить.
У офиса Тихановской стратегия давления на режим, чтобы заставить режим пойти на переговоры и на этих переговорах нужно определить дату новых выборов. Работа штаба концентрируется на этой цели.
Настроения людей меняются и задача сегодня — держать режим в напряжении. Ведь из ресурсов у режима остались только силовики и насилие. Нельзя держать страну в страхе годами. Существует много форм ненасильственного сопротивления, один из них, например, экономический бойкот. Нужно смотреть все варианты. Главное — это давление каждый день и рано или поздно этот карточный домик начнет сыпаться.
Уличные акции — дополнительный фронт. Платформа “Голос” открыла еще один фронт. То, что происходит в Беларуси, показывает, что режим не идет ни на какие уступки.
Сейчас мы контактируем с США, там размораживаются санкции против госпредприятий и скоро Лукашенко мало не покажется.
На данный момент на платформе собрано 750 000 голосов за переговоры и перемены. Мы выбираем мирный путь, чтобы трансформация была эффективная. Это постепенное разрешение кризиса. По нашему плану переговоры должны начаться в мае. Результаты этих договоренностей будут контролироваться несколькими государствами, чтобы они гарантировали исполнение договоренностей. Возможно, будут обсуждаться гарантии безопасности для Лукашенко.
Главное — чтобы переговоры начались и кризис решался мирно. Этим мы отличаемся от кровожадного Лукашенко.
Я не уверен, что насильственное сопротивление (не самооборона), а именно атака поможет трансформировать страну к демократии. Это мы можем наблюдать в Мьянме. Когда армия открыла огонь против протестующих. Лукашенко уйдет в любом случае. Нам нужны перемены, которые приведут к стабильной демократической Беларуси, а насильственное сопротивление может привести к нестабильной Беларуси и риски потерять страну гораздо больше.
Считаю, что работать на лукашенсковское государство — это преступление. Если возможность бойкотировать режим, нужно это делать, так как не все могут себе позволить не работать на предприятии. Можно, например, расплачиваться наличными деньгами, не прибегать к услугам государственных банков.
Обложка — Источник: Alexander Zenkovich