Правят балом в Белкалии коррупция и некомпетентность руководства. Письмо шахтера

28 февраля 2021 г. в камере разворота 23 юго-западного столба горизонта «-420м» рудника 3 РУ произошло частичное обрушение кровли горной выработки. Почему на Беларуськалии часто случаются несчастные случаи и кто в этом виноват, читайте в письме, которое к нам в редакцию прислал шахтер, попросивший не называть его имени.

euroradio

Краткие комментарии к инциденту с обрушением кровли в камере разворота на руднике 3 РУ. Случайность или тенденция? Попробуем вместе разобраться с очередным вызовом к «профессионализму» наших горе-руководителей.

Итак, что же представляет из себя рудник (шахта) в понимании простого человека. Шахта – это промышленный объект, имеющий инфраструктуру как на поверхности (в виде АБК, копров, обогатительных фабрик и т.д.), так и под поверхностью земли. Причем, в недрах этот комплекс располагается на гораздо большей площади, чем наверху. И в солигорских шахтах есть свои подземные электромеханические мастерские и гаражи с автотракторной техникой, и склады ГСМ, и даже склады со взрывчатыми материалами. Много всего интересного в шахте – это целый подземный город!

Как и к любому строящемуся промышленному объекту, а шахта весьма динамический объект, в котором постоянно идет процесс «строительства»-подготовки (проходки) горных выработок, здесь применяются свои «строительные» нормы, инструкции и правила. При строительстве объектов на поверхности и просчете их дальнейшего «поведения», сроков эксплуатации, мы можем просчитать многие величины – ведь материалы для строительства в основном рукотворные и исследованы наукой вдоль и поперек на различные нагрузки и воздействия (растяжения, усадки, сейсмоустойчивость, воздействие внешней среды и мн. др.).

TomkaD

С горными породами у нас под ногами немного сложнее. Многие отраслевые институты долгое время занимаются изучением поведения горных пород в различных условиях, в том числе и при выемке подземным способом. А многие данные получаются эмпирическим путем, прямо из действующих шахт и рудников. На основании исследований горных институтов и создаются те самые правила, инструкции и нормы, учитывая конкретные особенности различных месторождений.

И часть из этих правил написана кровью погибших шахтеров. Это те случаи, когда какое-то явление в шахте исследованию не поддается, но столкнувшись с ним, люди получили какой-либо опыт.

Это объясняется и буквально вдалбливается в горных институтах всем студентам с первых курсов обучения. К сожалению, наши руководители, учась на «отлично», видимо, пропускали данную информацию мимо ушей. Иначе, чем объяснить тотальное нарушение всего, что изучено, написано, издано, утверждено для данной отрасли промышленности?

Ах да! Не будем забывать, что многие из данных персонажей некими непонятными путями получили ещё и ученые степени в горной науке. Жаль, что к этой самой науке абсолютно никакого отношения они не имеют и не имели. Вряд ли они вспомнят тему своей диссертации, «выстраданную» многолетним трудом. Ведь когда эти труды писались, их рядом не было. Они строили свои карьеры, топтали и подставляли коллег, организовывали серые финансовые схемы.

Результаты их научной деятельности мы можем вживую сейчас наблюдать в виде множества различных несчастных случаев и инцидентов на производстве. Предприятие находится в глубочайшем кризисе за всю историю существования. Кризис носит системный характер.

Никогда на предприятии не происходило столько несчастных случаев за отчетные периоды.

Из официальных отчетов мы видим только верхушку айсберга и это уже пугает! Сколько несчастных случаев скрывается. Если тяжесть невелика —  обязательно скроют, запрессуют, задавят, запугают, но скроют! Характерный случай произошел в Лаве №6-1 рудника 4РУ. Получив в грудь оборвавшимся звеном цепи, рабочий резко заболел пневмонией и слег в стационар Солигорской ЦРБ.

А те случаи, которые скрыть не получается, происходят ВСЕГДА по вине пострадавшего. Ни одно должностное лицо не несет какой-либо серьёзной ответственности.

Картина Сергей Курасов

Всех потряс случай с внезапным выбросом породы на Третьем руднике в 2018 году, под которым буквально похоронило звено проходческого комплекса. Погибли машинист и горнорабочий. Проходка велась по инновационной технологии и стратегии главного инженера и главного горняка объединения в том месте, куда не полезли в своё время «тупые коммуняки».

Но эти товарищи в отличие от нынешних, действительно учились в институтах и понимали последствия, знали, что такое охранные и межпанельные целики, и вообще были грамотными специалистами. У них тоже стояла задача дать стране валюту, но и о людях они думали. Сейчас не до законов и не до инструкций. Люди погибли, и кто ответил? Генеральный спокойно наслаждался футболом в столице, в то время, когда людей уже начали раскапывать и раскапывали, и складывали части тел по мешкам в течение трёх дней. А ответственными за это оказались не специалисты с купленными диссертациями, а те самые погибшие рабочие! В те самые старые времена эти специалисты после таких «достижений» уже познакомились бы с пилой «Дружба-2», научились бы шахматы из хлебного мякиша лепить.

И профсоюзы, в том числе и независимые, согласились оболгать погибших и покрыть виновных, они тоже участвуют в расследовании инцидентов. Ведь погибшие ответить не могут. 

 

Aleksey Kulinkovich

Отсутствие грамотной ценовой политики при сбыте продукции привело к кризису не только во всей мировой калийной отрасли, но и к катастрофе во флагмане страны Беларуськалии. Вместо достойной цены за произведенный продукт и работы в штатном режиме, предприятие уже который год работает в режиме «аврала», убивая технику и работников, ускоренными темпами сокращая за бесценок рудную базу и минеральные ресурсы страны.

Ведь снижение цены компенсируется увеличением объёмов производства для того, чтобы не допустить падения доходов «Хозяина». И холопы, в лице верхушки Белкалия, весело и с песней идут на это, попутно сколачивая капиталы и для себя.

Адекватные люди в такой обстановке стараются карьеры не строить, ведь выжить в таком режиме всеобщего одобрения и поддакивания руководству, без права на свое мнение, могут лишь терпилы, получившие портфель по непониманию ситуации. Есть ещё полностью преданные и лояльные руководству беспринципные людишки, наплевавшие на свои честь и достоинство.

И таких, в более чем шестнадцатитысячном коллективе, совсем не мало. Им не обязательно разбираться в технике и технологиях, главное —  во всем соглашаться с начальством. Отсюда и бездумное выполнение приказов, отсутствие понятия о горном деле и хамское отношение к людям. Иначе откуда все эти несчастные случаи и инциденты?

Ежи Ёрш

Вернемся к таким вот происшествиям, как обрушение в камере разворота. Здесь, по чистой случайности не погибли люди. Причем не какое-то быдло, шахтеры, а ИТР, маркшейдера, приехавшие на месячный замер! А могла бы оказаться в этой камере и комиссия с проверкой. Причем комиссия немалого ранга, белая кость, голубая кровь – и лежали бы они сейчас поломанными куклами под завалом породы. Хотя нет, эти в опасные места обычно не ездят, не по рангу. Они лучше проект по выемке бесцеликовой или добыче забалансовых запасов в «мешке» в подработанной зоне состряпают. И за рацпредложение данного «проекта» сумму немалую отхватят.

К нашей всеобщей гордости, данные деятели, наплевав на науку и пресловутые правила и инструкции, прогнули их под себя. Правила пересмотрели, инструкции переписали – и вот уже совсем другая технология и система разработки нарисовалась. Забалансовые запасы теперь заберем, денег «Хозяину» и себе в карман положим. Можно ещё и сэкономить, щели компенсационные для снижения горного давления на кровлю и борта выработок, например, не проходить или проходить не в полном объеме. Их все равно какие-то недалекие советские предки придумали непонятно для чего. А мы ж умные с учеными степенями, сами разберемся. Можно целики ещё податливей и тоньше сделать — руда стране нужна!

А шахтёров, вместо погибших, ещё нарожают. В общем, безопасность персонала не их конёк, не до этой ерунды в самом-то деле.

Не хватает воздуха в шахте, особенно в забоях – отличный способ «освоить» ещё малую толику средств под благородные цели. Поставим в шахте дополнительные вентиляторные установки, чтобы гоняли отработанный воздух по кругу.

Плевать, что там кислорода почти нет! Ведь дует? А если в лаве жарко, то купим за баснословные деньги убогую и неработающую установку кондиционирования. Зато у друзей и с откатом хорошим!

Недавно скип в грузовом стволе Берёзовского рудника оборвался и летел вниз более трёхсот метров. Случайность? Конечно, же нет! Некомпетентность и несоблюдение регламентов поверки — вот причина. Да и некогда особо ремонтами и осмотрами заниматься — руда должна идти по стволу без остановки и плевать на регламенты! Чудом и здесь никто не пострадал при обрыве каната. Но это бы списали как-нибудь —  людей не жалко. А вот повреждённое оборудование и объекты, это удар по карману и очередное доказательство несостоятельности нынешнего руководства. И тут уже крайний найдется, не переживайте! Мелких сошек много работает. И их не особенно-то и жалко в таких случаях.

Ведь если ты молчишь, когда тебя заставляют нарушать те самые инструкции и правила, значит, со всем согласен.

Все эти умозаключения – это лишь малая часть той грязи, подлости и непрофессионализма, что таят в себе солигорские шахты. Правят балом в Белкалии коррупция, кумовство, подхалимство и полнейшая некомпетентность руководящих лиц. Отсюда и новости, одна другой страшнее.

Да! Говорят, что генеральный директор – очень набожный человек. В церковь постоянно ездит, молится. Это лицедейство наводит на параллели: у фашистов на пряжках ремней тоже была надпись: «С нами бог»!

Не откупишься Иван Иваныч, не откупишься!

Обложка — Ежи Ёрш

Начните печатать и нажмите Enter для поиска