Анкета невероятного беларуса: Андрей Ткачёв
Продолжаем рубрику «Анкета невероятных беларусов». Одинаковые вопросы и такие разные ответы от смелых, талантливых и невероятных людей, которые активно выражают свою гражданскую позицию, протестуя против режима. Искренне о важном и пережитом сегодня рассказывает фитнес-тренер, руководитель инициативы ByCOVID-19 Андрей Ткачев.
1. Ябатькам не стыдно, а тебе очень. За что?
Скажу честно, я сильно жрал себя, когда уехал. Это было смешанное чувство стыда и злости, что ты не там, а все там и ты смотришь эти все видео с маршей и представляешь, чтобы ты сделал, окажись в гуще событий. Где-то на эмоциональном плане, я видел себя только на баррикадах или в тюрьме. Причём мысль сесть в тюрьму почему-то не пугала, потому что было стойкое ощущение, что это очень быстро закончится. Больше всего не хотелось полностью выключаться из событий и процессов и ни на что не влиять.
Это потом уже пришло осознание, что решение было правильное и рациональное. И на свободе, хоть и вне страны можешь сделать гораздо больше и принести много пользы. Мне кажется, это лучше, чем быть +1 политзаключенным или муралом.
При этом я реально считаю героями всех, кто остался и продолжает борьбу, это непросто, жить с мыслью, что за тобой могут в любой момент прийти. Вот перед ними мне до сих пор стыдно.
Стыдно перед политзаключенными, что мы до сих пор ничего не можем сделать, чтобы их освободить. Стыдно перед родственниками убитых, покалеченными, изнасилованными, избитыми и пострадавшими, что мы всё ещё не можем найти и наказать виновных. Стыдно перед мамой, что не могу ей помогать, хоть и понимаю, что так ей легче, чем носить мне передачи в СИЗО и плакать по ночам.
Всё время кажется, что ты делаешь недостаточно или что-то не так и очень сильно страдаешь от этого. Я очень долго старался избавиться от этого чувства вины, потому что оно жрёт тебя изнутри и тоже не добавляет продуктивности.
Но потом я нашел психолога, сделал себе недельный ретрит по его совету и вроде бы пришел в ресурсное состояние. Сейчас есть понимание, что это марафон, в котором главное не останавливаться и “долбить, долбить, долбить”.
2. Что сделал первым делом, выйдя из СИЗО?
Первым делом я, конечно, же офигел. Потому что настраивался минимум на «пятнашку», а выперли без суда через трое суток из Жодинского изолятора 14 августа. Потом обрадовался, когда увидел организованный волонтерский лагерь, кучу друзей и мне рассказали, что протесты не заглохли, а только усилились. Потому что самой страшной мыслью там, было то, что после жесткого разгона никто не выйдет.
3. Самый смелый поступок уходящего года?
Маша и порванный паспорт. Это, прям, браво. Это войдёт в историю и станет притчей во языцех. Настолько сильный и вдохновляющий поступок сложно придумать. Для меня Колесникова — это икона смелости в Беларуси.
4. Самый страшный кошмар-сон, посвященный протестным событиям.
Кошмары мне снились с 9 августа практически каждую ночь. В них я постоянно бегал, феерически дрался с ОМОНом или пытался отбивать людей. Мне снилось Окрестина, в котором я бывал неоднократно еще до событий 2020, избитые и убитые люди, сложенные штабелями в подвалах и камерах, завернутые в бчб флаги, сцены групповых изнасилований и пыток. Подсознание вырисовывало самые дикие и кровавые сцены насилия, рассказанные пострадавшими, и показывало мне их в ярчайших деталях. Еще, мне постоянно снилось моё задержание, выломанная дверь квартиры и группа захвата укладывающая меня мордой в пол. В какой-то момент я даже начал пить снотворное, которое, в общем-то, не сильно помогало. Это продолжалось еще примерно месяц после отъезда, но потом происходило всё реже и сейчас, к счастью, очень редко снится что-то подобное.
5. Момент, от которого расплакался?
Вообще, 2020 оказался для меня полон боли и слёз. Я несколько раз эмоционально выгорал и получал нервные срывы. Хоронил друзей, плакал от обиды, злости и бессилия.
Поэтому на контрасте больше всего запомнился момент, когда я плакал от счастья. Это 16 августа, я еду верхом на двери авто моего друга, с которым мы привезли воду на самый многочисленный митинг в истории Беларуси. Я держу над головой развевающийся флаг и просто рыдаю, потому что вижу перед собой бесконечное море прекрасных людей. Пожалуй, это был самый счастливый момент в моей жизни.
6. Если бы вернулся в прошлое и предупредил себя сегодня: какой это был бы совет?
Меньше сомневаться в себе и всегда сразу мыть кастрюлю после гречки.
7. Разочарование года?
Очень многие знакомые мне и как казалось, близкие люди. Этот год, вообще, сорвал маски со всех людей и показал who is who без прикрас. Но, возможно это и к лучшему. Очень сильно почистил свой круг общения.
8. Люди, которые вдохновляют? Кумиры/герои?
Безусловно, это беларусы. Все те прекрасные герои протеста, которые оказались просто потрясающими, несгибаемыми и невероятными. Не буду перечислять поименно, потому что боюсь кого-то забыть. Все те, кто проявлял и проявляет солидарность и оказывает взаимопомощь и не сдаётся. Всю жизнь жил и думал, что мы памяркоуная и абыякавая нация. Моя хата с краю и вот это вот всё. А тут хоба, сюрприз.
Теперь беларус — звучит гордо. Осталось только дожать.
9. Что узнал о себе нового, чего раньше и не предполагал?
Не предполагал, что могу спать валетом на одной шконке со своим другом, Кимом. Хотя я вообще считаю, что мне в этом смысле повезло, я не попал в самый ад Окрестина, остался жив и даже не инвалидом. Ну а из нового, я, пожалуй, открыл в себе какие-то невероятные грани стрессоустойчивости и эмпатии.
Делать добро и созидать, это чистое удовольствие, как оказалось.
10. Придумай новую кричалку, которой еще не было.
“Свободу Лукашенко!” — именно её будут кричать ябатьки, когда нашего аргофюрера посадят. Но их за это никто не будет бить и разгонять, потому что это будет уже другая Беларусь, свободная и демократическая.