Провожаем и вспоминаем 2020 год. Почему беларусы невероятные
Вспомним этот год: печальный, трудный и удивительный на открытия и события.
Лучшее лекарство от всех болезней – прикладываться к трактору
Коронавирус – пандемия, поразившая весь мир, не минула и нашу страну. Но в Беларуси Лукашенко окрестил Covid-19 коронапсихозом, порекомендовав лечиться водкой и трактором. Введение масочного режима, карантин – все это ранней весной стало инициативой только самих граждан. Как и забота о врачах, которым понадобились средства защиты в больших объемах. Пока власти испытывали трактор, неравнодушные беларусы организовались и собрали деньги на закупку необходимых средств для медиков. Так, впервые за много лет, беларусы осознали, что от властей толку нет, все приходится делать самим, пока государство делает вид, что без него народ пропадет.
Оскар за красивое падение и женщина в президенты
Потеплело и началась предвыборная кампания. Кандидатами в президенты попытались стать (помимо вечного императора) блогер Сергей Тихановский, банкир и дипломат Виктор Бабарико, создатель Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Да, мы намеренно не упоминаем других кандидатов, потому что будущая история не про них, увы.
Уже на этапе сбора подписей за кандидатов, Сергея Тихановского задержали. Официальная версия – насилие над милиционером. Возможно, даже не над одним. Люди, отключенные от БТ, знали правду.
«Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана вручили страдающему на камеру мвд-шнику. Тихановский выпал из предвыборной гонки. Почти. Что не получилось сделать у Сергея, а именно – зарегистрировать инициативную группу, то получилось сделать у его жены – Светланы. Этот момент власть как-то упустила из виду, ведь мысль, что президентом может стать домохозяйка, могла прийти в голову только в страшном сне.
Тем временем поклонники блогера стали активно подписываться за Светлану. Также много активностей было в защиту Валерия и Виктора. Длинные очереди к столикам на улицах, чтобы отдать подписи за понравившихся кандидатов, и одинокие тумбы с портретом Лукашенко. Ну логично — свои подписи пока-еще-президент уже насобирал, действуя по старой схеме: подлог, обман и хитрость.
Дальше события стали бежать со скоростью ошалевшей лошади. Подписи за Цепкало и Бабарико забраковали, кандидатов не зарегистрировали в кандидаты на пост президента Беларуси. Потому что кому-то все-таки обидно, что люди мокли под дождем, лишь бы отдать свой автограф за Виктора или Валерия, когда за твою кандидатуру только Лида за всех и распишется, сидя в уютном доме в элитном районе столицы.
Радуясь такому раскладу, пока-еще-президент полагал, что все чики-пуки, дело в шляпе, с Аннушкой в баньку и красавцем лететь в август, как штабы Бабарико, Цепкало и Тихановской объединились да предложили забыть про подписи, которые признали недействительными, а отдать свои голоса Светлане. На выборах. В августе.
«А что так можно было»? – охнул весь мир. «Не поняу», — наверное, так прокомментировал пока-еще-президент данное событие и разозлился.
Видеть, как три женщины из трех разных штабов: Мария Колесникова, Светлана Тихановская и Вероника Цепкало за 15 минут договорились о смене плана, было для узурпатора невыносимо. Понятие «договорились» для него непонятно. А умные женщины – вообще раздражают. Ну что поделать, о силе и мужестве беларусских женщин ему еще предстоит узнать в 2020.
К сожалению, Виктора Бабарико задержали. И его сына Эдуарда, ведь помимо родства, он еще хороший человек, благодаря которому была создана платформа «Улей», помогающая беларусам осуществить свои мечты. Опасные преступники, что тут скажешь.
Чета Цепкало чуть позже была вынуждена выехать из страны, так как и у них могли в любой момент обнаружить за диваном несколько миллионов долларов (белорусские следователи такие выдумщики) да посадить в тюрьму, почему бы и нет. А Светлана Тихановская продолжила борьбу ради своего мужа и народа Беларуси, чьих потенциальных кандидатов упекли в тюрьму из-за испуга одного человека, который каждый день убеждал сам себя, что без него краiне – край.
Вите надо выйти и ощущение, что мы победим
Первые цепочки солидарности протянулись по Минску до самого здания КГБ. Из окон автомобилей звучал трек «Вите надо выйти», в общем, беларусы протестовали задержания Бабарико старшего и младшего, и Тихановского, пытаясь донести до пока- еще-президента, что уголовные дела, которые он шьет достойным людям, для мыслящей нации тоже самое, что сюжет по БТ – смешно и нелепо.
До 9 августа, дня выборов, повсюду проходили акции в поддержку задержанных и митинги Светланы Тихановской. Десятки тысяч людей приходили послушать и поддержать Светлану. Тихановская даже выступила на ТВ, первый в истории телевидения момент, когда по телевизору канала «Беларусь 1» кто-то сказал правду. И хотя пропаганда весьма старалась выставить Светлану перед избирателями ничего не мыслящей домохозяйкой, тем более сам пока-еще-президент сказал, что Конституция не для женщин, в королевстве кривых зеркал уже посыпались осколки. Лучше президент Света — мама, лингвист и мягкая добрая душа, чем один самоуверенный диктатор, поклоняющийся хоккейной шайбе и лебезящим длинноногим моделям.
В воздухе витало ощущение перемен. Трек «Вите надо выйти» сменился на песню Цоя, который всегда жив.
Момент, когда два диджея на одном из государственных мероприятий включили на всю мощь «перемен требуют наши сердца» — навсегда остался в душе каждого свободного беларуса. Так в Минске появилась своя Площадь Перемен. Диджеев, к сожалению, задержали. За песню. Это Беларусь, дети, не ходите вы сюда гулять, тут живет ужасный Бармалей.
И все же, беларусы уже знали – несмотря на задержания, на беснующихся силовиков, которые разрывали первые цепочки солидарности, их уже ничто не остановит.
Выборы и три самых черных дня в летописи Беларуси
Повсюду бела-чырвона-белыя флаги. На улицах дежурят независимые наблюдатели – их не пустили на участки следить за тем, как проходят выборы, так как свидетели фальсификаций не нужны, очевидно. Несмотря на это, наблюдатели записывали, считали, подглядывали в окна, делали все возможное и невозможное, чтобы впервые за все эти годы не дать поклонникам пока-еще-президента создать видимость «чэстных» выборов.
День был теплым и радостным. Огромное количество людей знало, что сегодня против Лукашенко проголосует 97%. И хотя, говорят, эта цифра не совсем верна, любителей лечиться трактором и водкой больше трех процентов, всем было понятно – их не так много, чтобы победить на выборах.
А вечером беларусы вышли на улицы. Потому что выборы и важный день для каждого. Безоружные, счастливые, чувствующие солидарность в каждом взгляде…
Когда таракан желает себя защитить (зависит от рода) он способен сворачиваться в шар, кто-то притворяется божьей коровкой, кто-то испускает жидкость, а некоторые издают отпугивающий звук.
Так и один человек решил использовать все методы усатых насекомых и показать, кто тут главный, потому что тысячи радостных лиц на улицах, транслирующих истину об итогах выборов – не то, о чем мечталось в августе 2020. Хотелось красивой сказки – единоизбранный и все тут.
А не вышло. Даже до обнародования итогов, ясно понятно, кто тут президент, а кто так, засиделся.
9 августа задержали – 3000 человек.
10 августа – больше 2000.
11 августа – 1000.
И все эти ночи беларусов избивали, убивали, насиловали, пытали, унижали. Не кормили, не поили, не оказывали медицинскую помощь. Задача была одна – уничтожить всех, кто против трусости и лжи.
Даже спустя четыре месяца трудно поверить, что в стране ширококрылых аистов, голубых озер, Песняров, Макса Коржа, олимпийских чемпионов, IT-технологий и умниц айтишников, живет горстка садистов, которым нравится прислуживать одному человеку, позирующему на поле со шпицем в корзинке. С другой стороны, какой хозяин, такие и шпицы. Чем меньше собачка, тем больше кусает и лает.
Белая акция, плачущие мужчины и протесты во всей стране
Говорили, женщин избивали меньше, чем мужчин. Женщины – символ красоты, любви, будущего. Поэтому 12 августа больше двухсот женщин в белом вышли на площадь перед Комаровским рынком и стали цепью, растянувшись от улицы Куйбышева почти до самой станции метро «Якуба Коласа». В тот день плакали мужчины в офисах, за рулем, проходя мимо прекрасных дам, понимая, что беларуски вышли против войны, молча скандируя всему миру – МЫ ПРОТИВ НАСИЛИЯ.
То, что все таблоиды мира были посвящены беларускам, упоминать же не надо?
А потом понеслось. Беларусь взорвалась маршами за свободу. Белые и красные ленты и цветы повсюду. Гудки автомобилей.
«Я гуляю» — сказала Нина Багинская, когда один из шпицев попытался отобрать у нее флаг.
«Мы гуляем», — говорили свободные беларусы, напоминая свои конституционные права.
Многотысячные марши никто не забудет из видевших и побывавших там. Сотни плакатов, десятки речевок, которые уже-не-президент разгонял автоматом без рожка, а американцы следили за ним из космоса…
Шпицы охотились за каждым протестующим. Автозаки — привычный образ беларусских городов. Взрыв гранат, водометы, дубинки – они пугали как могли. И продолжали убивать.
Да, мы упустили оглашение итогов выборов, потому что это уже неважно, если вы знаете историю с самого ее начала. Но Лида не подвела и в этот раз. Главное, чтобы такие лиды не преподавали детям в школе математику…
Тихановская уехала заграницу, не потому, что сама этого хотела, а потому что в стране, где за тебя выходят тысячи людей под резиновые пули, проще убрать лидера, это все понимают. Наивные поклонники режима полагали, что отъезд Светланы нивелирует протестные настроения беларусов, но ошиблись.
Попытались сослать и Марию Колесникову, она также стала светлым лидером Беларуси, той, что говорила правду, той, что была всегда внутри каждого марша и передавала «привет» от Виктора, что уже несколько месяцев сидел в тюрьме.
Но Маша порвала паспорт. И попала в тюрьму
«Не сидел – не беларус», — такая появилась поговорка в 2020.
Не получил повестку? – это дело будущего, но спасибо, что пока еще на свободе.
23:34 – каждый беларус знает, что это не время.
Работал журналистом и освещал протесты? – добро пожаловать в автозак. Кого-то отпускали на следующий день, а кого-то осудили на «сутки».
В топе самых опасных профессий этого года, однозначно – журналист и фотокор. Нет, не МЧС, они снимают флаги с балконов.
Нет, не милиционеры, которые бегают за безоружными людьми.
Нет, не ОМОНовец, что жалуется в судах за то, что на него, здоровенного мужика с дубинкой старик замахнулся рукой с бумажным флажком. Защитники отечества, давшие присягу оберегать народ Беларуси, оказались всего лишь собачками, радостно реагирующие на команду «фас, малыш, беги»!
Если вы дочитали до этого момента, то скажем честно – эта история на несколько томов, всего и не упомянуть. Вы все это прожили и от того выдержали дочитать почти до конца, удивляясь снова и снова, что видели свои глазами и даже больше, пережили каждую секунду описанных событий. И неважно – вы рабочий, актриса, тракторист, музыкант, врач, ученый, таксист или продавец…
Попытаться рассказать обо всем, что произошло с беларусами за один год очень трудно. Когда каждый день – равен месяцу.
За это 2020 столетие и страшные черные дни не сдался ни один человек.
Низкий поклон волонтерам.
«Я выхожу», — написал Роман Бондаренко и не вернулся больше домой.
Сотни людей находятся в тюрьмах. По выдуманным нелепым уголовном делам.
За памятную надпись о погибшем Александре, за хороводы на площади, за флаги на балконах, за то, что высказали о своих правах.
В декабре в Беларуси закрыли границы. Такой свой маленький Советский союз с железным занавесом, приоткрытым одной портьерой в Россию.
Безумие, насилие, фашизм XXI века, и все это ради цепляющегося синими пальцами за власть человека, хотя весь мир в курсе, что Лукашенко – уже давно не президент.
Однако, мы с вами знаем, что противостоять мужественным свободным беларусам – довольно хлопотное дельце.
Жыве Беларусь!