Редакция Конституции 1996. Кот в мешке

Конституция 1996 года, якобы принятая народом, а на самом деле просто утвержденная Лукашенко, окончательно развязала ему руки, позволив поставить себя над законами и над Конституцией. Как Конституция изменилась в угоду лишь одному человеку, читайте в новом материале команды ZUBR.

Референдум 1996, который многие политики, политологи и эксперты назвали первым государственным переворотом в независимой Беларуси, позволил сконцентрировать власть в одних руках — в руках Лукашенко, и положил начало его авторитарного правления на несколько десятилетий, фактически исключив влияние народа Беларуси на политическую жизнь страны. Из-под отчетности народу были выведены многие властные структуры. Разделение ветвей власти было уничтожено и фактически осталось только на бумаге.

Лукашенко присвоил себе неограниченную и неконтролируемую никем и ничем власть. Система отчетности перед народом фактически превратилась в систему виртуозных отписок, в результате оставляя без ответа практически все вопросы о разных сферах жизни нашей страны.

Выстроенная вертикаль власти и успешно опробованная на референдумах 1995 и 1996 годов система фальсификации выборов позволили получить Лукашенко «ручные» и управляемые законодательную (парламент), исполнительную (министерства и ведомства, в т.ч.силовой блок) и судебную власть.

Лукашенко даже в первые годы своего правления не особенно считался с нормами Конституции и законов. До 1996 года независимый еще Конституционный суд Беларуси раз за разом объявлял положения указов президента неконституционными и требовал внести в них правки. Однако Лукашенко не обращал на суд внимания и, наоборот, издал распоряжение, которым заставил исполнительную вертикаль выполнять свои указы. Новая редакция Конституции 1996 года, якобы принятая народом, а на самом деле просто утвержденная Лукашенко, окончательно развязала ему руки, позволив поставить себя над законами и над Конституцией.

Пикет за права людей 1996 год. источник: vytoki.net

Изменения Конституции 1996 года привели к построению нового конституционного строя и системы государственной власти в Беларуси. Эти поправки лишь незначительно изменили основополагающие ценности и права, перечисленные в разделах 1 (Основы конституционного строя) и 2 (Личность, общество, государство). Поэтому Конституция РБ с поправками 1996 года на бумаге сохраняет приверженность разделению власти, верховенству права и международным правам (см. раздел 1).

Анализ основных изменений в редакции Конституции 1996 года, который представлен Международным институтом демократии и содействия выборам (International IDEA), дает четкое понимание инструментов захвата и удержания власти:

Основной акцент поправок 1996 года был сделан на изменении отношений между президентом, парламентом, кабинетом министров и судами в четвертом разделе Конституции. Данные изменения фундаментально подчинили законодательный орган, судебную власть и регуляторные и контролирующие институты «четвертой ветви власти» формальной власти белорусского президента. Примечательно, что они превратили пост президента в основной законотворческий институт за счет признания актов президента имеющими в большинстве случаев большую силу, чем законы (см. анализ статей 85 и 137 в разделе «Исполнительная власть» ниже). Такая повышенная сила актов президента наделяет его значительными формальными полномочиями по доминированию как в формальной, так и в неформальной политике.

Законодательная власть: создание двухпалатного законодательного органа

С точки зрения конституционного устройства, значимым изменением было создание двухпалатного законодательного органа. В разделе IV указано, что новое двухпалатное Национальное собрание имеет в своем составе ослабленную Палату представителей (нижняя палата) и сравнительно более мощный Совет республики (верхняя палата). Данный новый двухпалатный законодательный орган (особенно его верхняя палата) в гораздо большей степени подвержен контролю президента, в то время как его полномочия, в том числе полномочия в части законотворческой деятельности, стали более слабыми по сравнению с полномочиями президента.

  • Палата представителей (нижняя палата — это те депутаты, которых мы с вами выбираем на парламентских выборах) состоит из 110 депутатов, избираемых на основе прямого избирательного права (статья 91). У нее чрезвычайно мало полномочий по сравнению с верхней палатой, особенно в части назначения и формирования важных судебных, прокурорских учреждений и регуляторных и контролирующих институтов «четвертой ветви власти» (статья 97). Президент наделен правом на роспуск данного органа в случае, если он отказывается дать согласие на назначение предложенной президентом кандидатуры на пост премьер-министра, либо если он выражает вотум недоверия кабинету министров (статья 106).
  • Совет республики (верхняя палата), в отличие от Палаты представителей, не избирается непосредственно гражданами. Вместо этого он описывается как палата территориального представительства (статья 91). В Конституции, однако, не определено количество регионов и не приведен их перечень, либо какие-либо правила в их отношении (статья 9) — это определено в законодательстве. Восемь депутатов назначаются непосредственно президентом, а остальных выбирают местные советы депутатов из своих рядов (статья 91). Благодаря поправкам 1996 года, у президента появилось дополнительное влияние на этот косвенный избирательный процесс: новое положение подчинило «руководителей местных исполнительных и распорядительных органов» президенту (статья 119). Верхняя палата, на которую президент оказывает такое сильное влияние, обладает широкими и эксклюзивными полномочиями по назначению на должности, а также эксклюзивными полномочиями по рассмотрению указов президента (статья 98) и утверждению декларации о чрезвычайном положении (статья 98).

Исполнительная (президентская) власть

Благодаря поправкам, у президента появилась дополнительная возможность доминировать над исполнительной ветвью власти и получить ряд новых и важных полномочий. Среди наиболее примечательных из них следующие:

  • Президент наделяется правом на издание указов, которые в большинстве случаев имеют большую силу, чем законы (статья 85). В статье 137 указано, что закон имеет большую силу, чем указы только в том случае, если полномочия по изданию указа предоставлены законом. Это означает, что любые отдельные президентские указы, сила которых не проистекает из закона, имеют большую силу, чем законы. По сути, это превращает президента в главный законотворческий орган Беларуси.
  • Президент характеризуется как «гарант Конституции», обладает полномочиями по осуществлению посредничества между различными органами государственной власти и наделен широким иммунитетом (статья 79).
  • Президент получает полномочия по назначению референдумов и предложению поправок в Конституцию (статьи 74 и 138).
  • Президент забирает у законодательной ветви власти ключевые полномочия по назначению (освобождению от должности) представителей судов и важнейших регуляторных и контролирующих институтов «четвертой ветви власти». Примечателен тот факт, что это включает в себя переход от законодательной ветви власти к президенту полномочий по назначению и освобождению от должности генерального прокурора (статья 126).
  • Президент забирает у законодательной ветви власти полномочия по определению «основных направлений внутренней и внешней политики» (статья 79).
  • Президент обладает правом по назначению и освобождению от должности «руководителей местных исполнительных и распорядительных органов» (статья 119).

Судебная власть

Шетсвие в Минске против объединения с Россией. Источник: vytoki.net

Судебная власть описана в четвертом разделе Конституции. Поправки подчиняют Конституционный суд и другие суды президенту.

Например, президент с согласия Совета республики (верхней палаты) назначает председателя Конституционного суда и обладает эксклюзивным правом на назначение половины из 12 судей Конституционного суда. Вторую половину назначает Совет республики, который подчинен власти президента (см. выше). У Конституционного суда остается право на рассмотрение законов и исполнительных актов на предмет их соответствия Конституции, однако в случае признания их неконституционности, порядок, в котором они «утрачивают свою законную силу», определяется законом (статья 116).

Более того, после внесения поправок были удалены положения о недопустимости прямого либо косвенного давления на Конституционный суд либо его членов в связи с реализацией его конституционных полномочий по рассмотрению и о защите судей Конституционного суда от произвольного ареста и преследования посредством получения предварительного согласия законодательного органа (которым в то время являлся Верховный совет) (бывшие статьи 126(3) и 131, соответственно). Единственное оставшееся положение налагает общий запрет на вмешательство в деятельность судей в части отправления правосудия (статья 110). Более того, президент также обладает полномочиями по освобождению от должности членов Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда (статья 84.11).

Полномочия по назначению и освобождению от должности представителей прокурорских органов и регуляторных и контролирующих институтов «четвертой ветви власти» (президентской)

Президент в тандеме с верхней палатой (которую, по сути, президент контролирует) получил контроль над назначением и освобождением от должности основных представителей прокурорских органов и регуляторных и контролирующих институтов «четвертой ветви власти» (статья 84).

Например, президент непосредственно назначает главу и членов Совета правления Национального банка, а также половину членов и председателя Центральной избирательной комиссии (статья 84).

Остальных членов Центральной избирательной комиссии назначает верхняя палата (которая подчинена президенту).

Более того, помимо полномочий по назначению (с согласия верхней палаты) генерального прокурора президент теперь также обладает широкими полномочиями по освобождению от должности генерального прокурора (статья 126), который также является «подотчетным президенту» (статья 127). Президент также обладает полномочиями по освобождению от должности председателя и всех членов Центральной избирательной комиссии и Национального банка (статья 84(11)).

Наконец, президент обладает эксклюзивными полномочиями по формированию и контролю Комитета государственного контроля — органа, призванного осуществлять надзор за исполнением национального бюджета, использованием государственной собственности, регулирующими имущественные отношения правовыми актами, и экономическими, фискальными и налоговыми вопросами (статьи 129–131), в том числе полномочиями по непосредственному назначению и освобождению от должности его председателя.

Местное управление

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов теперь назначаются президентом и утверждаются в должности местными советами депутатов (статья 119). Президент также обладает полномочиями по приостановке исполнения решений местных советов депутатов и по отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов (статья 84(26)).

Полномочия по внесению поправок в Конституцию

Дальнейшие разделы подтверждают широкие полномочия президента. В разделе VII президент наделяется более широкими полномочиями в части конституционных изменений, в том числе полномочиями по инициированию конституционных изменений (статьи 138–140). Эти полномочия еще больше усиливаются новыми полномочиями президента по назначению референдумов (статья 74).

Подчинив себе все ветви власти, Лукашенко, постоянно манипулируя законами, указами и декретами, сделал права и свободы граждан ничего не значащей формальностью на бумаге. Суть разделов 1 (Основы конституционного строя) и 2 (Личность, общество, государство) Конституции Беларуси, гарантирующие гражданам права и свободы, благодаря «правильным» законам, перестали работать и гарантировать даже основные права человека, такие как:

  • Право на жизнь — происходят безнаказанные убийства мирных безоружных граждан;
  • Право на свободу и личную неприкосновенность — человек виновен по умолчанию и не имеет прав, если не поддерживаешь власть Лукашенко;
  • Право на неприкосновенность частной жизни — неправомерные обыски, изъятие личных вещей и информации без соблюдения правовых процедур стали нормой;
  • Право определять и указывать свою национальную принадлежность — целенаправленное уничтожаются беларусский язык и культура и преследуются сообщества, представляющие интересы национальных и этнических меньшинств, например, поляки;
  • Право на пользование родным языком — известно о пытках и особой жестокости по отношению к задержанным на мирных акциях протеста за использование родного беларусского языка;
  • Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства — для граждан Беларуси закрыты границы на выезд без достаточных оснований.

События 2020 и 2021 года ярко демонстрируют каждому гражданину в Беларуси, что зафиксированные на бумаге в Конституции права и свободы граждан не стоят ничего и запросто нарушаются, если речь идет о сохранении и удержании власти Лукашенко, и что цена его словам и обещаниям, как «гаранта Конституции» равна нулю.

Начните печатать и нажмите Enter для поиска