Пятый промежуточный отчет по расследованию пыток в Беларуси

Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси продолжает свою работу, чтобы зафиксировать все нарушения закона, а также преступления против человечности, случившиеся в Беларуси. Чтобы все виновные были привлечены к ответственности. Правда все равно восторжествует и преступники ответят за то, что натворили.

Дарья Бурякина

Основная эскалация пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения со стороны силовых органов происходила 9–13 августа 2020 года по всей Беларуси. Насилие против мирных демонстрантов продолжилось властями до конца 2020 г. и в январе 2021 г.

Применяя к женщинам (как к одной из уязвимых групп) — участницам мирных акций прямое насилие и допуская различные формы бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения, игнорируя особые потребности женщин, находящихся в неволе, представители государства осуществили как прямое нарушение национальных правовых норм, так и обязательств государства, вытекающих из международных договоров.

В общей тенденции прослеживается, что физические пытки в отношении женщин 9–13 августа имели меньший охват, чем в отношении мужчин, однако и процент женщин, задержанных на акциях в эти дни, значительно меньше.

Медицинская помощь женщинам не предоставлялась, или предоставлялась в единичных случаях.

Сексуальное насилие в отношении женщин происходило практически повсеместно и на разных стадиях взаимодействия с представителями силовых структур: в моменты задержания, перевозки в места содержания, в местах содержания, в местах отбывания наказания.

Доставление в пенитенциарные учреждения и условия содержания в них не соответствуют международным стандартам и национальному законодательству и представляют пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение.

На жалобы, поданные в органы прокуратуры на условия содержания, государство не реагирует и продолжает целенаправленную практику создания жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условий содержания женщин в местах несвободы.

Дарья Бурякина

Ни одного уголовного дела по заявлениям о пытках так и не было возбуждено.

Многочисленные акты насилия, примененные к женщинам в ходе задержания, а также при доставлении и содержании их в местах несвободы, в силу их массовости полностью подпадают под юрисдикцию ст. 128 Уголовного кодекса Республики Беларусь (преступления против безопасности человечества), а также нарушают Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Во всех местах несвободы нарушаются положения Минимальных стандартных правил в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), а именно женские отделения тюрьмы должны находится в ведении ответственного сотрудника женского пола, ни один сотрудник мужского пола не должен допускаться в женское отделение без сопровождения сотрудника женского пола, надзор над женщинами также должны осуществлять сотрудники женского пола. Вопреки указанным нормам личные обыски задержанных женщин нередко проводили мужчины.

В большинстве случаев государством не соблюдаются следующие Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила):

  • связь с родственниками, доступ к юридической помощи, информация о правилах внутреннего распорядка и о том, куда обращаться за помощью 
  •  предоставление средств личной гигиены для женщин, в том числе во время месячных
  • всесторонний медицинский осмотр при поступлении для установления случаев сексуального и иных форм насилия, которым могла подвергаться женщина до поступления в место заключения
  •  при выявлении случаев сексуального или иных форм насилия проинформировать женщину о праве на обращение к органам расследования и при получении ее согласия передать дело компетентному органу расследования.
  • предоставлять женщинам-заключенным медицинское обслуживание с учетом гендерных факторов как минимум равноценно тому, которое предоставляется по месту жительства
  • вместо обысков с полным раздеванием и инвазивных личных обысков, применение альтернативных методов досмотра.
  •  предоставление защиты, поддержки и консультаций женщинам-заключенным при сообщении о злоупотреблениях, и расследование компетентным и независимым органом.
Вадим Замировский

Вышеупомянутые нарушения, а также отмеченные большим количеством опрошенных женщин угрозы сексуальным насилием на всех этапах нахождения их под контролем силовиков, циничные оценки мужчин-охранников внешности заключенных женщин и особенностей женской физиологии, подчеркнуто акцентированные оскорбления их именно как женщин, отказы выдать специфические для женщин средства личной гигиены и другие аналогичные действия свидетельствуют о грубом нарушении государством положений ст. 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, участником которой Республика Беларусь является.

Доводы официальных властей о том, что пресекая мирные демонстрации в виде арестов и штрафов, они действуют в соответствии с Законом о массовых мероприятиях и Кодексом об административных правонарушениях, несостоятельны, поскольку, согласно Совместному заключению Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ «О Законе о массовых мероприятиях в Республике Беларусь», а также и ряду решений Комитета по правам человека ООН упомянутый закон не соответствует положениям ст. 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах, который устанавливает общепризнанные стандарты свободы мирных собраний.

Полный отчет:

Обложка — Вадим Замировский

Начните печатать и нажмите Enter для поиска