«Дело в банальном выживании». Почему многие беларусы не протестуют против режима

Беларусов, которые не участвовали в протестах 2020, не пишут в сети обличительные посты против режима, не стали поклонниками ни одного из кандидатов в президенты —  принято не замечать или относиться с пренебрежением. Но ведь важно понимать, почему молчаливая часть общества не примыкает в ряды борцов с диктатурой, увольняясь с государственных предприятий, уходя в забастовку, выходя на протесты или открыто заявляя свою гражданскую позицию. На эти вопросы честно ответила героиня данной статьи, которая работает в госструктуре и видит тех беларусов, чья позиция  — не выбирать ничью сторону.

Ольга Савич

Право третьей стороны на свое мнение

Сегодня в СМИ и социальных медиа стало обычным деление на «ябатек» и «змагароу» или называйте, как вам больше нравится, примкнувших к одному или другому лагерю. Вычисляются процентные соотношения между этими двумя группами в обществе, пишутся гневные посты одними против других, каждая новость интерпретируется в зависимости от приверженности к тем или иным политическим группам. Но те и другие забывают о том, что есть и третья группа – это не те, кто равнодушен, потому что таких в нашем обществе уже не осталось. И нет, это не те, кто застрял посередине и не имеет собственного мнения. Как раз наоборот. Просто это мнение непопулярно выпячивать, потому что тут же рискуешь попасть под шквал обвинений и тех и других.

Есть те, кто не выбирает ни левых или правых, ни цвет флага, а себя, свою семью, свою жизнь.

И это вовсе не значит, что человек за насилие. За него не может объективно выступать ни один здоровый психически человек. Не знаю никого, кто бы его поддерживал даже среди сторонников тоталитарного уклада. Самое худшее заявление от ярых «ябатек», которое я слышала – «а не нужно было выходить, ничего бы и не случилось».  Но за это мнение уже им перед самими собой отвечать.  Отвечать только за  собственные поступки, свои моральные принципы.

Сегодня обязательно нужно примкнуть к кому-то, потому что время требует выбрать сторону. Почему никто не говорит о том, что могут в равной степени не устраивать две стороны по разным причинам? Отсутствие лидера, чёткой программы действий на будущее, программы по улучшению экономики, — например.

Почему режим влияет на многих беларусов

Но в то же время можно ратовать за положительные изменения, за права и свободы, против применения насилия и за здоровую экономику. Каждый имеет право своего личного выбора. Это и есть демократия, о которой все почему-то забыли. Это называется свобода волеизъявления. А не те правила подчинения, которые нам прививали с детства, начиная со школы.  А ведь все корни белорусского менталитета оттуда, где можно ударить ученика, из семей с патриархальными установками, где «батя» всегда прав, а если несогласен, то можно и ремня. И да, не зря Беларусь женского рода. «Залюбленная» «любимая», страдающая от вечного абьюза – вот так устроено общество.

Денис Аргер

Помните, все те самые установки про деление мира на чёрное и белое, про добро и зло. Про то, что если сделаешь то, что не положено, тебя накажут — учителя, родители, общество. Речь не идёт о нарушении общечеловеческих принципов морали, скорее о плюрализме. Так растёт поколение принимающее насилие за норму, а за ним следующее —  опыт накапливается годами.

Когда ты из раза в раз замалчиваешь своё мнение по той или иной причине —  молчание становится привычкой.

Именно на таком образе мышления очень удобно выстраивать систему, по которой живёт сегодня практически все белорусское общество, исключая разве что тех, кто занимается частным бизнесом или работает в IT. Но и их затронула машина «режима».

Практически во всех организациях работает психологическая установка: «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Когда пытаешься объяснить её европейцам или американцам, у тех возникает недоумение – разве нельзя оппонировать логическими доводами? Как объяснить, что умные и талантливые не в почёте, они как раз хуже всего продвигается по служебной лестнице, потому что бинго! — имеют собственное мнение и критическое мышление. Значит, подвергаются критике то, с чем спорить априори нельзя. А сегодня и вовсе опасно.

На предприятиях, заводах, учреждениях образования и прочих структурах, в большей степени контролируемых государством, руководствуются правилами запугивания, подчинения, вне зависимости от здравой логики или собственного мнения, а потому что так сверху сказали или так решил непосредственный начальник. И всё это щедро подкреплено изменениями в трудовом законодательстве в лучшем случае, а в худшем использовании их в удобной трактовке.

Потерять работу сегодня стало делом простым, стоит только высказать мнение отличное от признанного выше, не подписать какое-то спущенное сверху письмо, просто разонравиться начальнику, потому что «какой-то ты не такой, как все» и тебя тут же уволят. А сделать это очень легко. Для этого не нужно даже объяснять причины. Все знают, как это делается – просто вызывают и просят подписать заявление по собственному желанию, подкреплённое соглашением сторон. А если сотрудник оказывается несговорчивым, то тут же идёт намёк о том, что вы же понимаете, что уволить можно каждого, было бы желание. Хотите по статье или с выговором, с занесением в личное дело?

Вадим Садовский

А после этого у нас в стране, между прочим, даже в дворники сложно попасть. Статью и выговор можно организовать на любого, даже если предъявить нечего. А ещё все помнят о том, что будущий работодатель наверняка позвонит прошлому – а это «волчий билет» при трудоустройстве.

А теперь о том, почему большое количество беларусов не протестуют

Работу потерять действительно страшно, потому что найти достойную и со средней или выше среднего оплатой невероятно сложно.

Ну не может полстраны бросить работу и переквалифицироваться в айтишники, как предлагали в августе представители оппозиции. Вот основная причина того, что многие умолчали своё мнение.

Рассчитывать на помощь фондов тоже не приходилось и не приходится, потому что всем выплачивать зарплату из них экономически невозможно. Уехать всем тоже невозможно. А ведь у подавляющего большинства кредит и не один и не два, а зачастую туча, съёмное жильё или строительство оного, маленькие дети, престарелые и больные родители, серьёзные проблемы со здоровьем, которые, да, тоже требуют денег. И у многих нет подушки безопасности даже в валютную тысячу. И никто не имеет права их обвинить за то, что не до «светлых идеалов». И, да, речь идёт о банальном выживании, и пирамиду Маслоу никто не отменял.

А если тебе  ещё и посчастливилось работать в госструктуре в это смутное время и ты не поддерживаешь «генеральную линию», то жизнь для тебя сразу превращается в ад.

Естественно, что высказать свою точку зрения нельзя – за это увольнение, но и собственные принципы тоже нарушить нельзя. Поэтому приходится постоянно лавировать, чтобы и работу не потерять и человеком со своими принципами остаться.

Я знаю, что многие хранят заявление на увольнение в столе, на случай, если придётся подписывать или делать что-то, противоречащее нормам морали и человечности. И ищут другую работу, но найти её довольно сложно, потому что для окружающих представитель госструктур — это заведомо «ябатька» и невозможно доказать каждому встречному, что ты не «верблюд».

А «ябатек», кстати, в госструктурах меньшинство, даже среди руководства много тех, кто просто лавирует, потому что понимает — деваться некуда. Просто нет альтернативы, поэтому и выбора нет.

Владимир Цеслер

Середина остаётся реалистами, вот в чём дело

Что касается чёткого разделения на группы, то и его практически не существует. Это миф. Скорее, я чаще встречаю людей, которые не видят выхода из сложившейся ситуации, но хотят хоть каких-то положительных перемен. И да, здесь можно сказать, что перемены делаются руками каждого заинтересованного.

Но в этом мире всё иначе, здесь все решают деньги и власть. У кого их больше, тот и выиграл.

Мало кто говорит за кого он или против кого. Мне кажется, всех сейчас пожирает апатия периода стагнации. Потому что оппозиция не даёт никакого чёткого плана действий по решению политической и экономической ситуации, а действующая власть настолько туго затягивает ошейники, что уже и дышать невозможно. И да мало кто видит светлое будущее. Кроме разве что совсем просветлённых оптимистов с той и с другой стороны.

Середина остаётся реалистами. И я уверена, что все пойдут в ту сторону, где свет будет ярче.

Главное, в этот момент всем не забыть, что мы не «змагары», не «ябатьки», не «проклятые» первыми и вторыми «середняки», а люди, которые живут в одной стране и хотят жить в демократическом обществе, соблюдая законы и права человека, в экономически стабильном государстве.

Обложка — Юрий Ледян

Начните печатать и нажмите Enter для поиска