«Сейчас я не знаю, как относиться к беларусам». Украинцы о войне
Второй день обстрелов Украины, в том числе с территории Беларуси. Поговорили с украинцами о происходящем, а также узнали, поменялось ли отношение украинцев к беларусам из-за того, что Беларусь оказалась втянута в военный конфликт, будучи на стороне агрессора.
Идет второй день военного вторжения в Украину, 24 февраля в 5 утра по местному времени Украина была атакована со стороны России и Беларуси. Удары осуществляются не только по военным объектам, но и по жилым домам. От них пострадало мирное население и военные, погибло 137 граждан Украины. Мы поговорили с украинцами о вторжение России на их территории, а также о том, как изменилось их отношение к Беларуси в связи с атакой со стороны беларусской границы.
Девушка проживает в Борисполе и попросила сохранить её анонимность.
– Киев обстреливают весь день, у меня там находится мама, все время слышны взрывы, но они далеко. С самого утра она сидит в убежище из-за сирен и угроз воздушных атак. Хотела бы, чтобы она перебралась в Борисполь ко мне, но междугородний общественный транспорт не ходит, а на машине привезти никто не соглашается ни за какие деньги, – говорит собеседница.
Девушка также рассказала о своих планах: «Мы уезжать пока не собираемся, если все уедут, то некому будет здесь жить, пытаемся сохранять спокойствие, хотя это дается очень трудно. Вчера заклеили окна скотчем и подготавливаем погреб для укрытия. Думаем пойти в территориальную оборону, может быть, мы там пригодимся. Сейчас мы больше всего опасаемся чеченцев, никто не знает, чего от них ожидать» — переживает девушка.
Собеседница также поделилась своим мнением о вторжении со стороны Беларуси: «То, что наступать будут с территории Беларуси, мы все знали изначально. Но к беларусам отношение не поменялось. Оккупант – Россия, они напали на нас».
Дарья, сама девушка живёт в Варшаве, но вся её семья находится в Житомире.
— Почти не сплю, думаю, как и другие люди. Потому что сном это назвать нельзя. Мой ужин завтрак и обед — это сигареты, ничего с собой поделать не могу. Говорила с мамой — плакала, она военный медработник. Хочу, чтоб ее жизнь тоже была спасена, ведь она так много жизней спасла в 2014 в АТО и спасает сейчас. Это ужасное состояние, когда ты не знаешь, услышишь ли ты через час голос своей семьи по телефону. Всё, что ты можешь сделать, не находясь на Родине — это постоянно говорить им, как ты их любишь. «Можешь лишь бомбить во всех соцсетях о происходящем и просить о помощи моему народу, — говорит собеседница.
— С каждой секундой я ненавижу Путина и всех, кто это допускает ещё больше. Но с каждой секундой я люблю свою страну, свою армию и свой народ ещё больше! И я знаю, что пусть даже если сейчас тяжело, пусть плачу часто, но я точно знаю, что Украина будет свободна и украинская армия даст отпор оккупантам! – с гордостью утверждает Дарья.
Девушка также рассказала, поменялось ли её отношение к Беларуси после вторжения с наших территорий. «Моё отношение к беларусам никак не поменялось. Я максимально тепло отношусь к беларусам. И я очень переживала за них из-за событий, которые происходили после выборов 2020 года. Это не Беларусь напала на мою страну. То, что Лукашенко будет помогать Путину творить этот ад на нашей суверенной земле, думаю, было понятно изначально каждому» — говорит собеседница.
Дарья просит поддержать украинский народ в этой трудной ситуации, ведь украинцы поддерживали беларусов, когда нам нужна была помощь. Нужно:
— Максимально распространять информацию о происходящем.
— Отмечать в соцсетях НАТО и глав Евросоюза с просьбами о закрытии воздушного пространства над Украиной, а также введением миротворческих войск.
— Поддержать Украину финансово, отправляя деньги в фонды поддержки украинской армии.
Юлия, проживает в Полтаве.
– У меня нет слов, чтобы прокомментировать происходящее, я нахожусь в полной прострации. Не могу объяснить, что со мной происходит. Когда включаются сирены, мы всем домом бежим в подвал, плачем и молимся. Это очень страшно. Все очень боятся, никто не хочет просто так умирать. Больше всего я переживаю даже не за себя, а за своих родных, которые живут в деревне недалеко от Полтавы. – говорит девушка — Почему гибнут люди, просто потому что какой-то дед сошел с ума? – добавляет собеседница.
Девушка рассказала, как изменилось её отношение к Беларуси из-за вторжения с наших территорий:
– К беларусам мы всегда относились хорошо, а сейчас я даже не знаю, как относится. Я не знаю, убивают ли беларусы наших граждан. Но я точно знаю, что беларусы не сопротивлялись, когда на их территорию под нашу границу заходили ракетные установки. «А теперь этими ракетами стреляют в нас», — сказала Юлия.
Алина, находится в Польше, вся семья проживает в Полтаве.
– О том, что начнется война, я предупреждала своих родных давно. Но еще более очевидным это стало, когда Путин целый час рассказывал, что Украины не должно существовать на карте. Даже после этого мои родные отказались ехать в Польшу или хотя бы во Львов, потому что думали, что я нагнетаю. – говорит собеседница.
Девушка рассказала, что её переживания начались задолго до начала обстрелов. Ночью ей приснился сон, в котором начали обстреливать её город – Полтаву. После этого она не смогла спать. И когда в 4 часа утра начали приходить сообщения от друзей о начале войны, Алина срочно начала звонить своим родным. «Мы не знали, как правильно поступить, оставаться дома и сидеть в укрытии или собираться и срочно уезжать. Потому что ехать нужно через всю Украину». – добавляет собеседница. — «Ты сидишь в чужой стране и не можешь ничем помочь. Мне хотелось быть с ними, даже несмотря на войну, но в то же время хотелось, чтобы они поскорее приехали» .
Алина рассказала и о моментах своей гордости за Украину:
– Максимальную гордость у меня вызвала украинская армия, у них хорошо получается давать отпор оккупантам. Мы видим, как они защищают свою страну и наших граждан. И вся Украина ими гордится!
К беларусам отношение у девушки не поменялось. «Я понимаю, что вы все против Лукашенко. И во всем виноват Лукашенко, а не вы» — сказала Алина. А вот отношение к россиянам у собеседницы неоднозначное:
— Я понимаю, что и в России есть адекватные люди. Но когда они стали писать о задержаниях на антивоенных митингах, мне было все равно. Их задержания никак не сравняться с тем, что наши города бомбят, а наших людей убивают. – говорит девушка. – То, что они выходят с плакатами: «Мне стыдно, что я русский”, — также не вызывает у меня никаких эмоций. Тебе может быть и стыдно, но украинцы сейчас сидят в бомбоубежищах с детьми, чтобы не погибнуть от российских ракет и танков» — объясняет девушка.
Ещё больше эмоций у Алины вызывают российские комментарии о нападении на Украину, которое можно встретить в интернете: «Я понимаю, что там люди зомбированы кремлевской пропагандой. Но как открыто можно поддерживать войну?
–Очень сложно к ним относиться, когда они с радостью пишут о нападении на Украину или о том, что рады, когда нас убивают», – говорит девушка.